Найти тему
Я - деревенская

Волшебная помощница на Покров

«Давно это было, уж и не помнит никто. Жила в одном селе баба работящая. Муж богатый, дом большой, детишек много, потому и дел всегда было много. Весь день баба усердно трудилась: то в хлеву за скотиной, то в дому у печки, то в поле на жнивье. Но сколь ни трудилась, к ночи не успевала и половины.

Тогда взмолилась баба, чтобы богиня Макошь смилостивилась и подарила ей еще пару рук. Макоши полюбилась работящая женщина, и она выполнила ее просьбу. Но и с двумя парами рук баба все дела не могла переделать, и через некоторое время она снова обратилась с молитвой к Макоши, чтобы та дала ей еще пару рук. И на этот раз богиня выполнила просьбу. Так продолжалось пять раз, пока Макошь не решила по-своему. Она забрала лишние руки у бабы, а взамен подарила помощницу, куклу "Десятиручку". Макошь научила, как оберег волшебный сделать, чтобы куколка могла помогать и другим женщинам».

Хельга скручивала полоски ткани красными нитками и рассказывала мне сказки. Сегодня вот сказка вышла практичная, я внимательно запоминала, как самой сделать такую Десятиручку.

— Хельга, а почему именно на Покров женщины делали это оберег? – поинтересовалась я.

— А когда еще? Самое время. Покров - древний славянский праздник встречи Осени с Зимой, означавший конец летних и осенних работ, начало зимних посиделок, да усердных работ прях и ткачих, а им как раз Макошь покровительствует.

— А разве Покров – это не христианский праздник?

— Ээээ, чего спросила, милая. Хоть вопрос тот сложный и спорный, я не буду сегодня вдаваться в подробности, как наш славянский праздник стал христианским. Это не хорошо и не плохо – это просто закономерность, когда меняется религия в стране. Довольно много известных церковных праздников берут свое начало у славянского календаря. Это и Иван-купала, и Масленица, и Ильин день и Спас. Найти объяснение этому довольно просто, ведь славяне поклонялись языческим богам на протяжении многих веков, и искоренить в одночасье все поклонения и верования людей было просто невозможно. Поэтому после крещения Руси праздники менялись постепенно и до сих пор существуют в нашей жизни славянские праздники, которые мы считаем исключительно церковными. Самое интересное, что многие праздники, особенно солнечные – солнцестояния и равноденствия – во всем мире празднуются похоже, и во всех религиях они отражены.

— Я поняла. Это очень интересно, надо будет поискать информацию про похожие праздники. А можешь мне рассказать про Покров? Он же как раз на днях будет.

— Ну что ж. Слушай и для себя полезу бери. Само название праздника говорящее. Именно в это земля покрывалась, где опавшими листьями, где инеем, а где и снегом. Страна-то у нас большая. Но все означало, что как только земля укроется, так нужно прекращать полевые работы. Верили, что на Покров богиня Мокошь - воплощение матери-земли укрывалась одеялом из осенних листьев и готовилась уснуть глубоким сном до самой весны, и беспокоить ее не надобно.

-2

А еще считалось, что в эти дни и Домовой спать укладывается, а чтобы без него в доме порядок был, проводили ритуал "Запекания углов". Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные "блинцы" - блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

В этот день начинают хорошо протапливать в жилых горницах печи, причем хозяева не упускали случая, чтобы произнести особую молитву: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». Старики всю осень собирали в кучу на огороде яблоневые ветви, а в Покров топили ими печь. Это, по примете, дарило семье благополучие, лад и достаток. С Покрова же крестьяне начинали конопатить свои избы, опять-таки с приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром»

Особым днем был Покров и для девушек на выданье – начиналось время смотрин и сватовства. А те девушки, в чьи дома не торопились являться сваты, приносили жертвы (обычно хлеб и лепешки) под самое старое дерево в священной роще и просили Мокошь «покрыть голову если не платком, то хотя бы тряпкою, лишь бы в девках не засидеться». Для тех же, кого сосватали раньше, на Покров наступала пора свадеб. Так как свадьба в крестьянском быту требует значительных расходов, то в деревнях свадьбы играли тогда, когда уже закончились полевые работы и определился итог урожая. Изобильное, богатое время – много еды, много скота, много денег, можно и праздновать.

С Покрова начинались вечёрки-посиделки. Девушки собирались в один дом, общались, а самое главное брались за рукоделие, чтобы себе приданое сготовить. Ну, а раз итогом всего была свадьба, то девушки делали обрядовую многорукую куклу "Десятиручку", про которую я тебе уже рассказала. Кстати, не только девушки делали Десятиручку, но и мужатые бабы. Оберег на Покров делали, а через год сжигали на костре и новую куколку делали. Считалось, что в этом случае вся заложенная в обереге сила переходит к владелице.

Десятиручка помогала девушке или бабе в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Кстати, когда будешь делать куколку - не забудь на каждую ручку загадать по делу, в котором нужна помощь.

Ну, что еще тебе рассказать. Приметы можно вспомнить. По Покрову судили о будущей зиме. Если снег не выпадал – считалось, что он не покроет землю до самого декабря. Если последние журавли отлетают до Покрова — к ранней зиме. Не осыпавшаяся листва сулила теплую зиму, если же на деревьях не оставалось ни листочка – нужно было готовиться к морозам и снегопадам. Ветер с юга в день Покрова обещал, что зима будет теплой, северный ветер служил предвестием морозов.

Примет на Покров много, да только судить по ним сейчас – что в небо пальцем тыкать. Погода своевольная стала, старые приметы теперь не работают. Да что теперь про это говорить, жить надо, радоваться началу зимы, греться в кругу семьи, создавать уют и лад – вот в этом самая суть праздника Покрова!

Продолжение читайте здесь

С вами была Ольга Усачева. Это новая глава романа "Бабий год". Ссылки на все опубликованные главы смотрите здесь