Важнейшая транспортная магистраль Западно-Сибирского региона продолжает преображаться. Осенью 2024-го состоится ввод двух знаковых объектов. Один из них — обход г. Кемерово, открытие которого ждут более полувека. Реализовать проект планировали еще в 1970-х, но по факту старт работам дали только в 2021 году. Эта дорога имеет крайне важное значение для региона, так как действующая инфраструктура давно не справляется с нагрузкой.
Через столицу Кузбасса сегодня проезжает не менее 15 тыс. транспортных средств. Появление объездной четырехполосной магистрали позволит разгрузить улицы города и улучшить экологическую обстановку. Общая протяженность нового маршрута, который пройдет от Борового до Топков, составит 47,5 км. Примечательно, что по документам сдача в эксплуатацию намечена на 2027-й, однако, благодаря поддержке федерального центра и слаженной работе отечественных специалистов, первые автомобили проедут по трассе уже в октябре-ноябре этого года. При том, что еще в середине июля степень готовности объекта не превышала 70%.
Строительство дороги велось в круглосуточном режиме, было задействовано свыше 1 тыс. человек и сотни единиц техники. В ходе кампании выполнен колоссальный объем земляных работ, возведены четыре транспортные развязки и двенадцать мостов, крупнейшим из которых стал переход через Томь — 885 м (10 опор, 9 пролетов). Кроме того, в рамках проекта построили первый за Уралом экодук длиной 78 м и шириной 50 м, предназначенный для безопасного пересечения проезжей части животными. Также были переустроены магистральные газопроводы «Новосибирск – Кузбасс» и «Парабель – Кузбасс».
Второй аналогичный объект на Р-255 «Сибирь», открытие которого также намечено на осень текущего года — обход Усолья-Сибирского протяженностью 42 км. Его строительство называют крупнейшим дорожным проектом Приангарья. К работам на участке с подготовительных мероприятий приступили летом 2019-го. Два с половиной года назад власти пообещали ускорить процесс, чтобы сдать трассу раньше намеченных сроков, однако, как и планировалось изначально, движение откроют во второй половине октября 2024-го.
Благодаря новой дороге городские улицы будут освобождены от транзитного транспорта, а движение на данном участке федеральной трассы станет более безопасным. Время в пути здесь сократится с двух часов до примерно сорока минут. Запуск обоих упомянутых обходов повысит пропускную способность Р-255 «Сибирь», нагрузка на которую в последние годы только растет.
Участок трассы, проходящий в стороне от Усолья-Сибирского и поселка Тельма, будет соответствовать параметрам I технической категории — по две полосы движения в каждую сторону. В рамках данного проекта возвели пять мостов и шесть транспортных развязок (три в разных уровнях). Установлено почти 30 км линий электроосвещения, смонтированы барьерные ограждения. Эта дорога по факту стала продолжением обхода Ангарска и теперь отрезок от села Мальта до Иркутска на всем протяжении, а это около 75 км, имеет четыре полосы движения.
Напомним, федеральная Р-255 «Сибирь» проходит по территориям Новосибирской, Томской, Кемеровской и Иркутской областей, а также Красноярского края. Ее протяженность составляет 1,8 тыс. км. Некоторые ее участки остаются особенно проблемными. В частности, давно обсуждается строительство современных магистралей в обход Ачинска и Нижнего Ингаша.
Еще в 2017-м сообщалось, что соответствующие проекты уже разработаны и будут реализованы до 2020 года. Но не случилось. В Росавтодоре уточнили, что подготовительные мероприятия в этом направлении продолжаются, однако, когда именно начнутся работы, пока неизвестно. По всей видимости, не ранее 2025-го.
В статье использованы изображения с сайта Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru и сайта Администрации Правительства Кузбасса / ako.ru