Найти тему
Мама, я стану врачом!

«Оставьте английский язык в покое!» и другие предложения к проекту нового перечня вступительных испытаний

Оглавление
Рисунок freepik
Рисунок freepik

10 октября на портале проектов нормативных актов завершилось публичное обсуждение нового перечня ВИ для поступающих на программы бакалавриата и специалитета. Оно вышло массовым, бурным и на удивление результативным. Хотя Минобрнауки от генеральной линии не отказалось, но на уступки общественности пошло.

Ни один документ, разработанный Минобрнауки, прежде не вызывал такой активности «народных экспертов». За три недели предложения и замечания к проекту приказа «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета» направили 397 человек.

Комментарии писали и по принципу семейного подряда (среди откликнувшихся замечены однофамильцы), и в формате флешмоба (аналогичные тексты продублировали с десяток участников).

Скриншот фрагмента обсуждения проекта на портале regulation.gov.ru
Скриншот фрагмента обсуждения проекта на портале regulation.gov.ru

К абитуриентам и их родителям присоединились блогеры, репетиторы, учителя. Не остались в стороне и преподаватели вузов. Так, свое мнение о проекте высказали декан факультета МГИМО, коллективы Петрозаводского государственного университета и Института наук о Земле Южного федерального университета, представители Самарского государственного педагогического университета и СУНЦ УРФУ.

Основная масса отзывов о планируемых изменениях – негативные. В рокоте протеста едва слышны одобрительные оценки. При этом претензии участников обсуждения нового перечня ВИ по содержанию четко делятся на четыре группы. И для каждой из них у разработчиков нашелся шаблонный ответ:

-3

Остается дождаться окончательной версии приказа, а также для полноты картины - проекта о внесении изменений в Порядок приема. Впрочем, по комментарию экспертов Минобрнауки по одному из замечаний к новому перечню уже вырисовывается схема установления ВИ, которую предполагается прописать в последнем документе.

Участник обсуждения предложил «унифицировать подход к определению вступительных испытаний: государство должно определить минимум вступительных испытаний, которые гарантируют освоение программ высшего образования». Он видит процедуру так:

«Вступительное испытание – 1 (ВИ-1): русский язык – общеобразовательный предмет, устанавливаемый по всем специальностям и направлениям подготовки, но по нему образовательной организации высшего образования может устанавливать систему учета «зачет - незачет».
Вступительное испытание – 2 (ВИ-2): обязательный общеобразовательный предмет.
Вступительное испытание – 3 (ВИ-3): обязательный общеобразовательный предмет.
Если указано два или более общеобразовательных предмета, то устанавливается (по выбору образовательной организации высшего образования) один общеобразовательный предмет из перечня (ВИ-3) или предоставляется поступающему право предъявить для учета результат по одному любому общеобразовательному предмету из перечня (ВИ-3), который определяет образовательная организация высшего образования.
Вступительное испытание – 4 (ВИ-4): дополнительный общеобразовательный предмет, который может устанавливаться образовательной организации высшего образования по своему усмотрению.
Если указано два или более общеобразовательных предмета, то устанавливается (по выбору образовательной организации высшего образования): один общеобразовательный предмет из перечня (ВИ-4) или предоставляется поступающему право предъявить для учета результат по одному любому общеобразовательному предмету из перечня (ВИ-4), который определяет образовательная организация высшего образования».

Под этим предложением стоит помета «Учтено». Отсюда можно сделать вывод, что примерно так и будет выглядеть очередная редакция пункта 15 Порядка приема в вузы.

В общем, обсуждение проекта нового перечня вступительных испытаний прошло не только бурно, но и продуктивно. Разработчики услышали мнение общественности и откорректировали документ с учетом предложений абитуриентов и представителей вузов.

Другие статьи по теме: