Найти тему
Живопись

Франко-русский «Карнавал» художника Леона Бакста

Умеют же французы веселиться!

Добрая традиция чуть что — выходить на улицы своей столицы, устраивая там нечто среднее между беспорядками и карнавалом, сохранилась во Франции по сей день. А зародилась она в те далёкие уже времена, когда потомки галлов ухитрились в один день свергнуть монархию, демонтировать Бастилию и (ближе к ночи) превратить свою революцию в помесь весёлого фестиваля с шабашем. Неприступная крепость, могучая империя, вековые устои — всё это рухнуло в одночасье, не выдержав напора гневливой, но отходчивой народной стихии. Ветра перемен, гулявшие в головах парижан, за один день изменили течение исторического процесса. По их милости Европе уже не суждено было стать прежней...

 Луар Луиджи, «Франко-русские праздники, площадь Отель-де-Виль», графика, рисунок, Музей Карнавале, Париж
Луар Луиджи, «Франко-русские праздники, площадь Отель-де-Виль», графика, рисунок, Музей Карнавале, Париж
Дюмон-Валике, «Приём русского адмирала Авелана в мэрии 19 октября 1893 года», 1893,  графика, рисунок, 77,3 х 55,7 см,  Музей Карнавале, Париж
Дюмон-Валике, «Приём русского адмирала Авелана в мэрии 19 октября 1893 года», 1893, графика, рисунок, 77,3 х 55,7 см, Музей Карнавале, Париж

Лев Самойлович Бакст сумел воспринять и отобразить черты национального характера французов. Переложить его на язык живописи, перевести в сочетания взрывоопасно-ярких цветов, отсылающих нас к теме триколора французской республики.

Бакст Леон, «Карнавал в Париже в честь русского флота», 1900, холст, масло, 205 x 305 см, Центральный военно-морской музей
Бакст Леон, «Карнавал в Париже в честь русского флота», 1900, холст, масло, 205 x 305 см, Центральный военно-морской музей

Внимательный читатель, однако, может нам возразить. Мол, в официальных реестрах картина прозывается «Карнавал на улицах Парижа в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года». Следовательно, повествует именно об этом эпохальном событии. Какая Бастилия? Какая революция? Зачем выдумывать? Вот же она — славная русская эскадра. А вот — адмирал Фёдор Карлович Авелан при полном параде. Нечего нам тут!

Пожалуйста, не торопитесь возмущаться. Ведь мы ещё не рассказали Вам предысторию создания этого шедевра.

«Парад в рамках франко-российских торжеств по случаю прибытия российской эскадры 20 октября 1893 года»
«Парад в рамках франко-российских торжеств по случаю прибытия российской эскадры 20 октября 1893 года»

«Дружить морями»

Визит русской эскадры в Париж был, несомненно, ярким и знаковым событием. Но нипочём бы не случился без вороха дипломатической переписки и кип проектов политических договоров, за появлением которых стояли лучшие умы эпохи. За два года до означенного визита в Кронштадте успела побывать французская делегация. А именно: четыре броненосца, крейсер, миноносец и канонерская лодка. Грозная красота, внушительная символичность. Стальное рукопожатие, пусть и в шелковой перчатке...

 Ткаченко С.М., «Прибытие французской эскадры в Кронштадт в 1891 году», 1893
Ткаченко С.М., «Прибытие французской эскадры в Кронштадт в 1891 году», 1893

Гостей возили в Петербург, где их официально, но при том весьма сердечно приветствовал сам Александр III. Искренность и масштаб торжественной встречи едва не заставил прослезиться скупого на эмоции «морского волка». Яркая деталь к портрету исторического события, не так ли? И, пока дипломаты согласовывали детали конвенции о военном союзе двух стран, во Францию с ответной дружеской миссией отправилась русская морская броненосная делегация.

Так где же эскадра?

Да, в Париже был и есть свой порт. Увы: речной. Поэтому броненосец, три крейсера и канонерская лодка под андреевскими флагами встали на рейде города Тулона. В ожидании грандиозного зрелища в средиземноморский город съехались журналисты, фотографы, художники. Включая наших соотечественников. Список одних только французских картин, посвященных прибытию русской эскадры, занимает в профильных справочниках больше двух страниц убористого шрифта...

«Шествие кортежа по бульвару во время франко-российских торжеств в Париже 20 октября 1893»
«Шествие кортежа по бульвару во время франко-российских торжеств в Париже 20 октября 1893»
«Шествие русских моряков по бульвару Сен-Жермен 20 октября 1893»
«Шествие русских моряков по бульвару Сен-Жермен 20 октября 1893»

Итак, наших бравых моряков встречал почетный караул броненосцев дивизии Ле Буржуа, практически всё население Тулона и многочисленные приезжие. Брутальная эстетика, помноженная на морскую романтику, производили настолько сильное впечатление, что чувствительные барышни падали в обморок, а местные жители на яликах, украшенных флагами двух стран, старались подплыть поближе, дабы лично выказать свое почтение.

«Едут, едут по Парижу наши моряки…»

«Приём в центре французской столицы 19 октября 1893 года»
«Приём в центре французской столицы 19 октября 1893 года»

Официальный визит как-то сам собою превратился в многодневный общенациональный праздник, масштаб которого стал понятен, когда почётные гости – на поезде – прибыли в Париж. Расцвеченные гирляндами, флагами и триумфальными арками улицы заполнили, по свидетельствам очевидцев, без малого два миллиона человек. И целую неделю столица Франции буквально «дышала» русской темой.

«Бал в мэрии 4-го округа 19 октября 1893 года»
«Бал в мэрии 4-го округа 19 октября 1893 года»
«Банкет для офицеров русского флота в зале городской ратуши 19 октября 1893 года»
«Банкет для офицеров русского флота в зале городской ратуши 19 октября 1893 года»

Торжественные приемы, пышные балы, грохочущие парады, грандиозные фейерверки — всё в лучших традициях. Офицерам и матросам вручали дорогие подарки, памятные сувениры, медали. Делегации французских городов преподносили «фирменные» дары, а парижане награждали искренним интересом и симпатией.

Нелирическое отступление

Боголюбов А. П. «Тулон», 1880, дерево, масло, 17×27 см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов
Боголюбов А. П. «Тулон», 1880, дерево, масло, 17×27 см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов
Боголюбов А. П., «Гавань в Гавре», 1880-1890-е, холост, масло, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург
Боголюбов А. П., «Гавань в Гавре», 1880-1890-е, холост, масло, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург
Гриценко Н. Н., «Крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани», 1889, дерево, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Гриценко Н. Н., «Крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани», 1889, дерево, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Боголюбов А. П., «Тулон, 1(13) октября 1893 года», 1893, дерево, масло
Боголюбов А. П., «Тулон, 1(13) октября 1893 года», 1893, дерево, масло

Во Франции в то время жило и творило изрядное число русских художников. В том числе — маринисты Алексей Боголюбов и Николай Гриценко. Будучи штатными художниками Главного морского штаба, они вели «изобразительную летопись» жизни флота и российских кораблей, строившихся по высочайшему заказу на французских верфях. Эти живописцы создали выразительные и вместе с тем скрупулёзно-детальные полотна, в полной мере отобразившие триумф русской эскадры в Тулоне.

Поль Жобер, «Прибытие русской эскадры в Тулон 1(13) октября 1893», 1893, холст, масло. Музеи Версаля
Поль Жобер, «Прибытие русской эскадры в Тулон 1(13) октября 1893», 1893, холст, масло. Музеи Версаля

Но для того, чтобы запечатлеть политически важные столичные торжества, их грандиозность и значимость, нужен был художник, умевший мыслить нестандартно. Масштабно. Дерзко. Кандидатур имелось предостаточно, но в конце концов государственный заказ на создание картины достался Льву Баксту. Возможно, сыграло свою роль знакомство с великим князем Владимиром Александровичем. А может, из-за того, что художник тогда жил в Париже, и кое-кто изрядно сэкономил на выплате командировочных... Так или иначе, решение было принято.

Ох уж этот Бакст

Как передать масштаб народных гуляний, в которых смешались люди всех сословий и национальностей, французские marins и русские моряки? Как «зазернить» на полотне всеобщий восторг, разрывающий грудь так, что не хватает воздуха? Как не скатиться до формально-пафосного, фрагментарно-неполного, формально-панорамного?

Бакст Леон, «Карнавал на улицах Парижа в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года», фрагмент
Бакст Леон, «Карнавал на улицах Парижа в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года», фрагмент

Бакст не стал тратить свои силы на портретные сходства, а время – на «прописывание» деталей карнавала. Вместо этого он обратился к зримым аллегориям. Уподобил народное ликование взметнувшемуся пламени и отразил бушующие чувства широчайшей палитрой оттенков красного. Штормовые волны праздничной толпы рвутся навстречу адмиралу Авелану, чей экипаж буквально «тонет» в людском потоке. И над этим океаном пламени восхищения возвышается статуя Республики. Символ великой Франции, чествующей представителей великой России. Тот самый дух революционных изменений и надежды на лучшее и светлое будущее, что когда-то привёл парижан под стены приснопамятной Бастилии, и по сей день то и дело перехлёстывает через край, окрашивая Париж то в цвета оранжевых жилетов, то в багрянец профсоюзных маршей... Время идёт, но суть явления остаётся неизменной. И, на наш скромный взгляд, именно Баксту удалось почувствовать и отобразить его наиболее ярко и полно. Именно поэтому «Карнавал...», будучи формально привязанным к единственному историческому факту, получился шедевром вне времени и конъюнктуры. Эта картина – не только и не столько о примирении и новом этапе отношений России и Франции, сколько об эссенциальном свойстве французов сообща быть воплощением своего трёхцветного флага.

«Vive la Russie!»

«Вечер развлечений офицеров русского флота 19 октября 1893 года»
«Вечер развлечений офицеров русского флота 19 октября 1893 года»

Всё однажды кончается. Вот и время визита русской эскадры подошло к концу. Моряки отправились в обратный путь, а художник еще четыре года продолжал воплощать свой замысел на холсте. «Собирать» его, будто бы из капель, брызг и невесомой водной пыли. Из вихря лиц, фигур, предметов, пережитых моментов...

Масштабный и эмоционально-яркий «Карнавал...» сорок лет украшал парадную лестницу Военно-морского музея. Чтобы затем надолго затеряться в запасниках и очутиться в списке «малоизвестных картин» Льва Бакста. Из «пыльного небытия» полотно «вернулось к жизни» в 2016 году. Вновь засверкало огненными красками на музейных выставках. Заняло причитающееся место в истории искусства.

P.S. Данная статья является развернутым ответом на комментарий, содержащий просьбу нашей уважаемой подписчицы рассказать о картине «Карнавал...» Леона Бакста.

Напоминаем нашим давним друзьям и сообщаем новым подписчикам канала: «Живопись» —это авторский канал, где Вы, дорогой читатель, являетесь полноправным соавтором и редактором. Не стесняйтесь спрашивать, комментировать, задавать вопросы, вносить предложения и идеи. Мы слышим всех и учитываем мнение каждого. Живопись