«Постоянные колебания невротика перед началом жизни легко объясняются его желанием оставаться в стороне, чтобы не ввязываться в опасную борьбу за существование. Но любой, кто отказывается испытывать жизнь, должен подавить свое желание жить – другими словами, он должен совершить частичное самоубийство.» (Карл Юнг, «Символы трансформации»)
В первой части из этой серии, состоящей из двух частей, мы обсудили то, что, по мнению Карла Юнга, существование тревожных расстройств и других форм невротических страданий может рассказать нам о нашем образе жизни. Причину невроза, согласно Юнгу, всегда следует искать в настоящем, в противоречивом образе жизни здесь и сейчас. Вспышка невроза функционирует проспективным образом. Это сигнализирует нам о том, что жизненный путь, по которому мы идем, не ведет к нашему благополучию, или, как писал Юнг:
«Вспышка невроза — это не просто случайность. Как правило, она наиболее критична. Обычно это момент, когда требуется новая психологическая адаптация». (Карл Юнг, «Фрейд и психоанализ»)
Путь к выздоровлению, согласно Юнгу, не требует повторного переживания детских воспоминаний или проработки старых семейных конфликтов. Если мы не стали жертвами какой-то травмы, с которой нам ещё предстоит разобраться, наши детские воспоминания не освободят нас от наших нынешних страданий.
Что необходимо, так это новое отношение — такое, которое влечёт за собой «беззаветную преданность жизни» (Карл Юнг, «Символы трансформации») и которое порождает «мощное стремление развивать [нашу] собственную личность. …императивный долг» (Карл Юнг, «Фрейд и психоанализ»). Мы должны сойти с обочины жизни и установить единое направление нашего существования, в котором мы, а не другие, являемся последней инстанцией.
«Вся [энергия], которая была связана семейными узами, должна быть выведена из более узкого круга в более широкий, потому что психическое здоровье взрослого человека, который в детстве был простой частицей, вращающейся во вращающейся системе, требует, чтобы он сам стал центром новой системы» (Карл Юнг, «Символы трансформации»).
Первый шаг к выздоровлению прост в теории, но сложен на практике. Нам нужна более чёткая картина того, кто мы есть и куда движемся. Мы больше не можем позволить себе фальсифицировать реальность. Вместо того чтобы убегать от наших трудностей, отрицать наши недостатки или возлагать вину за нашу судьбу на силы, неподвластные нашему контролю, принятие себя должно стать правилом. Ибо, как писал Юнг:
«А neurosis…is не позор,…Это не смертельная болезнь, но она усугубляется до такой степени, что человек полон решимости игнорировать её» (Карл Юнг, «Цивилизация в переходный период»).
Хотя многие люди боятся того, что они могут увидеть, если честно взглянут на себя, на самом деле практика самопринятия освобождает. Нам больше не нужно тратить так много энергии на отрицание своих недостатков и сокрытие их от самих себя и других. Вместо этого эту энергию можно использовать по назначению — способствовать личностному росту и способствовать нашему выздоровлению.
Для смелых среди нас Юнг предположил, что один из способов получить лучшее представление о том, кто мы есть, — это обратиться к кому-то, кому мы доверяем, за честной оценкой нашего характера:
«… одним из наиболее важных терапевтически эффективных факторов является подчинение себя объективному суждению других». (Карл Юнг, «Теория психоанализа»)
Помимо того, что мы начинаем лучше осознавать и принимать нашу текущую ситуацию, нам также необходимо осознавать, к чему мы движемся, если остаёмся невротичными. Часто люди, страдающие тревожными расстройствами, особенно на начальных стадиях болезни, верят, что если они смогут избежать того, что вызывает их симптомы, то относительно комфортная жизнь всё ещё возможна. Их главной целью становится управление симптомами, а не выздоровление. Но этот путь часто ведёт в ад, который человек сам создаёт.
Хотя избегание ситуаций, действий и жизненных задач, которые вызывают наши симптомы, поначалу может доставлять минимальные неудобства, со временем, как подтвердят многие невротики, практика избегания разрастается как снежный ком, пока жизнь не становится ограниченной самым худшим из способов.
По этой причине Юнг считал, что для невротика крайне важно осознать, что, хотя выздоровление, безусловно, нелегко, в долгосрочной перспективе оно окажется гораздо менее трудным, чем оставаться во власти невроза. Или как писал Юнг:
«Бегство от жизни не освобождает нас от закона возраста и смерти. Невротик, который пытается увильнуть от необходимости жить, ничего не выигрывает и только обременяет себя постоянным предвкушением старения и смерти, что должно казаться особенно жестоким из-за полной пустоты и бессмысленности его жизни». (Карл Юнг, «Символы трансформации»)
Статью продолжаем в следующем выпуске.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов