Найти тему
ОколоТеатр

6 актёрских суеверий, которые никто не поймёт

Оглавление

За последние годы театр заметно изменился – VR-спектакли, технологии видеомэпинга, роботы, искусственный интеллект вместо сценографов, и много-много другое – модное, молодое, технологичное. Но что есть вечное в театре – так это приметы. В каком бы технологичном спектакле не играл актер, если вышел на сцену не из той кулисы или не с той ноги – жди беды.

Для артистов и сотрудников, пространство театра – живой организм с душой и своими законами, которые нужно соблюдать. Какие же это законы?

Владимир Машков и Олег Табаков
Владимир Машков и Олег Табаков

1. Гримерка

Если для зрителя театр начинается с вешалки, то для артиста – с гримерки. Именно здесь он проводит большую часть времени, и не только когда готовится к спектаклю, но и в целом – в гримерке можно поспать, учить текст, шушукаться с коллегами, репетировать с ними же, и многое другое. Поэтому к гримерке и отношение особое – на двери никогда не должно ничего висеть, никаких фотографий, портретов, плакатов. Если перед выходом из гримерки посмотреть на плакаты, это принесет неудачу на сцене. В самые ответственные моменты перед премьерой или важным спектаклем, артисты входят в гримерку только с левой ноги, а на сцену – с правой. Также нельзя смотреть через плечо артиста в его зеркало во время грима, да и вообще лучше смотреться только в своё!

Евгений Евстигнеев в гримерке
Евгений Евстигнеев в гримерке

2. Сцена и гвозди

Самая знаменитая театральная примета – это конечно гвозди! Мечта и лучший сон любого актера – это выйти на сцену, заполненную гвоздями. На самом же деле всё происходит примерно так – монтировщики спектаклей могут во время монтажа или демонтажа декораций что-то забыть или потерять, и, если этим «чем-то» окажется позже найденный артистом гвоздь – актёрского успеха не миновать. В некоторых театрах на выходе из-за кулис специально забито по гвоздю. Выходя на сцену, каждый артист обязательно наступает на него «на удачу». У кого нет гвоздей – трогают кулисы. Да и вообще что-то трогать на удачу – частое явление в театре. Это может быть табличка на служебном входе, репетиционный рояль в актерском фойе перед сценой, какая-то часть общего реквизита, а иногда (уникальные реальные случаи!) – «счастливый» сотрудник художественно-постановочной части и даже лысина режиссера – всё это на удачу!

3. Костюмы

Костюмы всегда надевают начиная с правой стороны. Перепутаешь сторону – перепутаешь текст! Поставил стрелку или зацепку на костюме – иди на пустую сцену, тогда плохая примета нейтрализуется. А еще на сцене не бывать настоящим цветам и бриллиантам – это все принимается от зрителей, а не приносится с собой. А еще искусственные камни гораздо лучше блестят.

4. Пожелания

Если у вас есть знакомый артист, то вы прекрасно знаете, что никаких пожеланий «удачного спектакля!» вы произнести не смеете. Здесь актеры сродни врачам, которым ни в коем случае нельзя желать спокойной ночи перед дежурством – оно обязательно будет беспокойным. А актеры полагают, что при пожелании удачи теряется мастерство и остается только удача, на которую надеяться не приходится. Поэтому «ни пуха, ни пера» - рабочий вариант театрального пожелания.

5. Ну и самое любимое – тексты, падения и приседания!

Если текст упал из рук во время репетиции – кошмар и ужас, самое плохое предзнаменование. Спектакль не случится, роль отберу, да и премьеру отменят. Ровно до того момента пока не сядешь на этот текст. Такой вот актерский фитнес.

«Я не суеверный человек, но в эту примету верю. Если текст пьесы падает, я всегда на него сажусь. Не могу ничего с собой поделать»,

- Марк Захаров

6. Роли

Пьеса Шекспира «Макбет» считается одной из самых неприятных для постановки. В российских театрах запрещено исполнять арии и напевать мелодии из этой пьесы во время репетиций. В американских театрах даже название спектакля стараются не произносить. Как гласит легенда, пьесу прокляли ещё в момент написания, а все из-за того, что Уильям Шекспир осмелился записать проклятья настоящих ведьм. В 1860 году пьесу «Макбет» хотели поставить и в России, но тогда её запретили на официальном уровне.

На втором месте по «проклятости» находится одно из самых мистических произведений русской литературы — «Мастер и Маргарита». Были зафиксированы случаи смерти как во время репетиций, так и во время показов спектакля. Ну а кино… фильм «Мастер и Маргарита» снимали 9 лет. За все время умерло 18 актеров, занятых в съемках.

Третьей опасной ролью считается Иван Грозный. Эта роль как в театре, так и в кино, для многих становилась последней

-3

В вашей профессии тоже есть свои особенные приметы и суеверия? :)

Какие ещё театральные приметы вы знаете?