Однажды, прогуливаясь вдоль пляжа Вецаки в районе Мангальсалы, я заметил странный угловатый объект, выступающий из воды недалеко от берега. Сначала мне показалось, что это просто останки старого судна, как множество других по всему миру.
Но, по словам моих друзей, передо мной были не обычные обломки, а легендарный бетонный корабль «Lady Cotlin», затонувший в этих водах много лет назад.
История бетонных кораблей — это удивительная страница в развитии судостроения. Идея создать судно из бетона кажется на первый взгляд абсурдной — как материал, ассоциирующийся с неподвижностью и тяжестью, может оставаться на плаву? Однако в начале XX века, особенно во время мировых войн, этот подход оказался весьма актуальным. Металл был в дефиците, и инженеры начали использовать железобетон, сочетающий в себе прочность и относительную дешевизну. Корпуса таких судов были устойчивы к коррозии и могли выдерживать значительные нагрузки.
Нашёл в России баржу из бетона. Как такое вообще возможно? 🚢🗿😱
Технология строительства бетонных судов заключалась в создании каркаса из стальных арматур, который затем заливался бетонной смесью. Получившиеся корабли могли выполнять широкий круг задач, необходимых в военные годы, таких как транспортировка грузов, топлива или солдат. Конечно, бетонные суда не могли соперничать с металлическими по скорости, но их надежность и экономическая эффективность зачастую перевешивали этот недостаток.
К сожалению, судьба «Lady Cotlin» сложилась трагично. Это судно, одно из немногих бетонных кораблей, построенных для транспортировки грузов, пошло ко дну по весьма курьезной причине.
В ноябре 1951 года года, в роковой день, экипаж корабля был сильно пьян, что и стало основной причиной крушения.
Потеряв ориентацию и не справившись с управлением, судно сбилось с курса и село на мель, при этом Lady Cotlin раскололся на две части - кормовую и носовую. Так вот, носовую часть можно увидеть с берега, а вот кормовую — только с высоты полёта чайки, или баклана.
Местные легенды гласят, что погода в тот день была благоприятной, море — спокойным, и катастрофы ничто не предвещало.
Однако человеческий фактор, усиленный действием алкоголя, сыграл свою роковую роль. Судно получило серьезные повреждения и начало медленно погружаться в воды Балтийского моря, пока частично не исчезло под волнами.
Сегодня остатки «Lady Cotlin» напоминают о прошлом, когда нужда заставляла людей искать новые, порой необычные решения, такие как строительство кораблей из бетона. Это было время экспериментов и технологических прорывов, которые, однако, не всегда заканчивались удачей.
Текст и фото: Промышленный турист. Всем мир, лайк и репост!