Восточный полигон РЖД продолжает прирастать стальными магистралями. Только в этом году с января по октябрь в рамках второго этапа модернизации уложили свыше 500 км пути. В целом, развитие инфраструктуры БАМа и Транссиба ведется с опережением графика. К концу 2024-го провозная способность контрольного сечения (наиболее узкого горлышка) составит 180 млн тонн.
Данный проект особенно актуален на фоне перестройки логистических цепочек. С поворотом экономики России на Восток нагрузка на железную дорогу, ведущую к границе с КНР, а также к тихоокеанским портам, возросла в разы. При этом, на данных направлениях увеличились и грузоперевозки автотранспортом, что создало новую проблему, на решение которой необходимы десятки миллиардов рублей.
Дело в том, что пути Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей на ряде участков имеют пересечения с автодорогами (в том числе федеральными) в одном уровне. Соответственно, фурам приходится все чаще подолгу стоять на переездах, что сказывается и на сроках доставки грузов. Чтобы полностью ликвидировать такие пересечения необходимо возвести порядка 50 путепроводов (цифры на этот счет приводятся разные).
В текущем году эту тему поднимали не раз. О необходимости строительства искусственных сооружений говорят и в Минтрансе РФ, и в Росавтодоре, и в РЖД. Открытым пока остается вопрос финансирования. В регионах, как правило, заявляют, что за счет местных бюджетов решить задачу будет проблематично. Например, в том же Приамурье необходимо возвести шесть путепроводов, на что, согласно предварительным подсчетам, потребуется почти 25 млрд руб.
Забайкалью нужно двенадцать таких объектов; Бурятии, Иркутской области и Красноярскому краю суммарно требуется шестнадцать, а Приморью не менее десяти путепроводов. При этом, речь идет именно о новых проектах. В то же время часть действующих сооружений требует капитального ремонта. Например, на Дальнем Востоке, если опираться на данные Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», в аварийном и предаварийном состоянии находится около 1,5 тыс. мостов, путепроводов и эстакад на дорогах регионального значения. Некоторые их них проходят через железнодорожные пути.
Часть объектов обновляют в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», часть реконструируют благодаря новому национальному проекту «Инфраструктура для жизни», стартующему в 2025 году. По статистике Росавтодора, на сети автомобильных дорог регионального значения насчитывается порядка 35 тыс. мостов общей протяженностью 11,8 млн пог. м. Из них в аварийном и предаварийном состоянии находится 4,4 тыс. объектов (13%). На их ремонт требуется свыше 400 млрд руб.
Сама по себе проблема отсутствия транспортных развязок на пересечении железных и автомобильных дорог затрагивает не только грузоперевозчиков, но и работу экстренных служб. Чиновники профильных ведомств уверены, что постепенно этот вопрос будет решен. В частности, в РЖД совместно с регионами, Минтрансом РФ и МВД уже определили переезды с высокоинтенсивным движением.
Что касается железных дорог Восточного полигона, то на пересечении последних с автотрассами панируется построить 42 путепровода. В монополии предложили направлять на эти цели бюджетные доходы от акцизов, уплаченные РЖД при закупке дизтоплива. В 2024-2025 гг. по оценкам эта сумма превысит 50 млрд руб.
Изображения в статье — Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области / mintrans.amurobl.ru и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru