Найти в Дзене

Смотреть страшно! «Колесо смелости»: только для отважных акробатов

«Два конца, два кольца, посередине гвоздик» – это не то, что вы подумали, а один из самых опасных цирковых аттракционов, «Колесо смелости». Трюки на нем выполняются без страховки – ее просто невозможно использовать, потому что «семафор», как по-другому называют конструкцию, постоянно вращается. Одно неправильное движение – и акробат рискует улететь вниз. Тем не менее есть смельчаки, которым все по плечу.

На программе МиниФест мира «Эхо Азии» в Казанском цирке можно увидеть Андрея Погорелова с номером «Wheel of Fire» («Огненное колесо»), в котором он демонстрирует чудеса экстрим-акробатики. В этом году он получил золото на III Минском международном фестивале циркового искусства. Андрей – единственный человек в мире, который исполняет сальто с пируэтом на семафоре. Это разновидность трюка, когда тело разворачивается в воздухе вокруг своей оси.

«Ура!!! Первые сальто без страховки! Обычно я немногословен, но сейчас хочется поделиться со всеми моей радостью! Еще больше счастья от того что я сделал заднее сальто на колесе, один из немногих, наконец то появилась возможность воплотить свои мечты в реальность!», - так написал Андрей Погорелов, состоявшийся канатоходец, акробат и жонглер в своем аккаунте в соцсетях, когда ему впервые удалось сделать трюк на «семафоре».
Андрей Погорелов. Фото отсюда: https://sun9-77.userapi.com
Андрей Погорелов. Фото отсюда: https://sun9-77.userapi.com

«Колесо смелости» – это большой вращающийся аппарат, на котором артисты выполняют акробатические трюки. Изначально он состоял из большой пространственной балки и двух гигантских обручей, соединенных осью. В них акробаты могли стоять, приводить аппарат в движение и синхронно выполнять трюки.

Аттракцион появился в 1930-х годах в Америке, был известен как «Космическое колесо». После ряда трагических случаев его перестали использовать, и вторую жизнь он обрел уже в 1970-х.

«Колесо смелости», первая версия . Скрин из видео: https://dzen.ru/video/watch/615c37cf9d349c412aa56122?share_to=link
«Колесо смелости», первая версия . Скрин из видео: https://dzen.ru/video/watch/615c37cf9d349c412aa56122?share_to=link

До 1996 года на «Колесе смерти» выступали только американские, канадские и европейские акробаты, это было одно из фирменных «блюд» Цирка Дю Солей, и только в 2000-х оно «докатилось» до России.

"Колесо Смелости" в Цирке Дю Солей. фото отсюда: https://i.ytimg.com
"Колесо Смелости" в Цирке Дю Солей. фото отсюда: https://i.ytimg.com

Со временем была запатентована модель с одним колесом, позволяющая выступать одному артисту – внешне эта конструкция похожа на семафор, поэтому она и получила такое название. Преимущество этого варианта в том, что центральная ось заменяется независимой подвеской, вес снаряда уменьшен, ход более плавный и выше безопасность использования. Акробат в любой момент может остановить движение колеса, что в классическом варианте снаряда невозможно. Диаметр кольца составляет около двух метров, а общая высота снаряда – примерно 12 метров.

Что нужно знать про «КОЛЕСО СМЕЛОСТИ»

  • Задача акробата – правильно ловить момент и постоянно бегать по кругу. Если он ошибется, поставит ногу не в то место, то колесо его вытолкнет. Природное чувство равновесия не помешает, но без долгих и упорных тренировок как минимум в течение нескольких месяцев, а то и лет, не обойтись.
  • На первом этапе тренировки проходят с лонжей, на одном обороте колеса. Если сделать больше оборотов, она просто намотается на снаряд и запутается. Самое трудное – от нее отказаться и перейти к выполнению трюка без страховки. Единственное, что страхует артистов – маты внизу.
  • Для успешного исполнения номера главное — не сила мышц, а умение концентрироваться и выносить высокие кардионагрузки. Ощущения во время выступления похожи на быстрый бег по стадиону – артисты за один номер пробегают 20-40 км.
  • Перед прыжком необходимо контролировать положение тела, плечи должны быть направлены вперед.
  • Если в номере выступают два артиста, между ними все время должен быть визуальный контакт, а это не всегда просто, так как сценический свет и музыка отвлекают.
  • Самая ужасная ошибка в этом жанре – излишняя самоуверенность, примерно такая же, как у опытных водителей. Расслабляться нельзя, можно упасть. Тренировки необходимо делать регулярно. Но если «заклинивает» и трюк перестает получаться, надо дать себе неделю отдыха, а потом начать сначала.
  • Обувь для выступления должна быть «правильной» - желательно из специальной резины, плотно прилегающей к колесу и не скользящей. Шнуровка, если она есть, должна быть плотной.
  • Артист, находясь в колесе, не смотрит на публику, ее реакцию, не видит конкретных людей в зале – это отвлекает и может привести к фатальной оплошности. Но аплодисменты и теплые слова после выступления окрыляют, дают силы осваивать и усложнять новые трюке на колесе.