А что бы мы делали, если бы Кэмпбелл не сотворил свою универсальную схему о мономифе? Как бы книжки-то писали? Как бы фильмы-то снимали? Несмотря на то, что после Проппа и его анализа волшебных сказок эта книга кажется вторичной, читается она легко и с удовольствием — во многом благодаря начинке из всевозможных мифов, знакомых и незнакомых. И иллюстрирована хорошо. Вместе с тем не покидает ощущение, что людей сразил наповал успех Лукаса с его «Звездными войнами», и концепция Кэмпбелла в какой-то момент была принята за аксиому, и все пошли лепить «путь героя», и понаделали шаблонов — типа того, что герой должен развиваться, а то неинтересно. Но это лишь один из вариантов. Какой-то должен, а какой-то нет. Дон Кихоту, например, зачем развиваться? Когда с ним это все-таки случилось, он перестал быть собой и оставалось только умереть. Колобку зачем развиваться, и куда? Обломову? Чичикову? Однако Кэмпбелл прочитан, взят на щит, и с тех пор мир кишит однотипными неинтересными фильмами, наштам