За первое впечатление о человеке ответственна не только одежда, но и его речь.Бывает так, что и то, о чём говорит собеседник, нам интересно, и речь его грамотная (по крайней мере, он правильно ставит ударение), но всё равно после разговора мы испытываем чувство недоумения. В чём же дело? Что не так?
А иногда мы сами оказываемся в роли того, кто говорит, но, глядя на собеседников, понимаем, что что-то не так. Реакция на беседу с нами не та, которая ожидалась. Почему?
Всё дело в том, что в своей речи мы используем слова, к которым привыкли, но наши собеседники относятся к ним негативно. И это не только слова-паразиты, на которые нас давно научили обращать внимание и исключать.
Исследование, проведённое сервисом HeadHunter, показало, что больше всего россиян раздражают слова «засинкаться» (связаться), «отфидбечить» (дать обратную связь), «человечек» и прилагательное «вкусный», когда оно не о еде.
Сегодня — о неочевидных ошибках, которые снижают значимость того, что мы говорим, удешевляют нашу речь и портят впечатление о нас в глазах собеседника.
«Модные» слова и выражения
- Припарковать идею (письменно зафиксировать)
- Отфидбэчить (дать обратную связь)
- Манкировать (пренебрегать)
- Вкусный проект
- Факап (провал, позорная неудача)
- Чекнуть (посмотреть)
- Вкусный проект
- Ламповая встреча (теплая, дружеская)
Эти и многие другие слова относятся к жаргонизмам и сленгу. Они безобидны только на первый взгляд. Те, кто их использует, считают, что с их помощью они делают речь современной, актуальной, интересной. Но это не так.
Одно дело — использовать их в компании близких и друзей, если эти выражения им знакомы. И совсем другое — с коллегами, в деловой речи или просто с незнакомыми людьми.
Изобилие таких слов в лексиконе может сыграть с вами злую шутку: вас не поймут, вы можете вызвать у собеседника или собеседников раздражение, недоверие.
Многие, особенно люди старшего поколения, считают использование таких слов проявлением неуважения и фамильярности. В дальнейшем отношение к вам может перерасти в неприязнь, к тому же могут возникнуть сомнения в вашем профессионализме. Итог предсказуем: с вами начнут избегать общения. Для вашей карьеры это опасная ситуация.
Лучше отказаться от сленга и жаргонных выражений и отдать предпочтение общепринятой речи. Русский язык очень богат, и в нём точно найдутся слова, которые будут способствовать вашему карьерному росту, а не наоборот.
“Ласковые” словечки - диминутивы
Термин «диминутивы» происходит из латыни — deminutivus (уменьшительные). Слова-диминутивы образуются с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Сейчас человечек подъедет, встретить надо.
- Кофейку выпьем и начнём.
- Все проблемки решим и на все вопросики ответим.
- У нас новенький проектик.
- Садитесь на стульчик.
- Часик, не больше.
- Телефончик звонит.
- Олечка Сергеевна, Мариночка Владимировна, Виталик Иванович
Добавьте в этот список те слова и выражения, которые говорят в вашем коллективе, пытаясь создать атмосферу дружелюбия и расслабленности. К сожалению, так это не работает.
Большинство людей относятся к использованию таких «ласковых» словечек» крайне отрицательно, справедливо считая, что такие слова уместны только в разговоре с близкими людьми и с маленькими детьми. Но даже в общении с малышами использовать слова такого типа надо с умом: дозировано и без фанатизма. В других сферах жизни диминутивы неприемлемы.
«Умные» слова: терминология
Попадали ли вы в ситуацию, когда вам приходилось переспрашивать собеседника или заглядывать в поисковик, чтобы уточнить значение слова, которое он использовал? Я несколько раз попадала. После этого осталось неприятное послевкусие.
С одной стороны, я расширила свой словарный запас, а с другой — удивилась, почему не объяснить простыми словами? Ведь настоящий профессионал сможет объяснить самые сложные понятия самыми простыми словами, а не запутать ещё больше.
Многие настоящие профессионалы «грешат» тем, что общаются на ставшем им родном профессиональном языке, забывая, что их окружают обычные люди, которые не имеют к их деятельности прямого отношения.
Особенно заметен такой перекос у психологов, IT-специалистов, продавцов техники и финансистов. Хотя они это делают неосознанно, последствия могут быть весьма ощутимыми. Заумные слова и непонятная терминология отпугивают людей, в том числе потенциальных клиентов.
Кстати, одно из исследований, которое проводилось с целью понять, влияет ли объяснение терминов на восприятие читателей, незнакомых с ними, показало, что негативный эффект от использования неизвестных слов сохранялся вне зависимости от того, были разъяснения или нет.
«Использование сложных, специализированных слов даёт сигнал, что человеку тут делать нечего, — поясняет автор исследования Шульман. — Можно объяснить, что они значат, но это бессмысленно — люди уже почувствовали, что это написано не для них».
Безграмотные слова и выражения
Эти странные выражения занимают почётное первое место среди причин, по которым люди не хотят продолжать дальнейшее общение. Оставлю этот список без комментариев. То, что в него попало нужно просто исключить из своего лексикона.
- От слова совсем
- Крайний раз
- Имеет место быть
- Я вас услышал
- Лично мне кажется
- Я извиняюсь
- Ихний, евонный
- Мне на это все равно
- Я являюсь
Благодарю вас за вашу активность и жду от вас комментарии, что по вашему мнению портит впечатление о говорящем.