Егор Гузенко
"С критикой пора заканчивать"
Перед прочтением, подпишитесь, пожалуйста, на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент
Телеграм-канал "Тринадцатый" Гузенко создал незадолго до возбуждения второго уголовного дела. За два с половиной года блогер успел раскритиковать многие решения Минобороны:
обмен бойцов "Азова",
преследования "военкоров" за "дискредитацию" армии,
отступление из Херсонской области.
В разгар мятежа Евгения Пригожина он заявил, что картина "ему ясна":
глава ЧВК "Вагнер" "топит за справедливость" и теперь Гузенко "со всей командой" едет в Ростов его поддержать.
Выдвинувшимся в ту же сторону бойцам "Ахмата" блогер советовал разворачиваться и ехать обратно: "Целее будете", – писал он.
В конфликты с "Ахматом" Гузенко вступал и до, и после мятежа. Последняя перепалка произошла за две недели до задержания в Новопавловске.
Реакцию "военкора" вызвали слова командира чеченского спецназа Апти Алаудинова – в середине сентября генерал призвал попавших в плен чеченских бойцов "сделать все, чтобы их убили". Когда бойцов "Ахмата" брали в плен, их командование "записывало очередные видосики", прокомментировал Егор Гузенко и задался вопросом о том, почему за свои ошибки "не стреляются" генералы.
Алаудинов на обращения "Тринадцатого" не отреагировал, однако ему публично ответили бойцы входящей в "Ахмат" группы "Аида". Этот отряд набирали из прошедших обучение в Гудермесе "добровольцев" со всей страны, в его рядах воюют в том числе бывшие вагнеровцы, а возглавляет подразделение обвиняемый в мошенничестве бывший полицейский из Московской области Бекхан Юнусов.
Подчиненные Алаудинова заявили, что их генерала "не надо ни оскорблять, ни критиковать", что с этим пора заканчивать, а в противном случае им "придется помочь" Гузенко.
"Тринадцатый" в ответ припомнил историю бывшего командира ичкерийского взвода Интернационального легиона ВСУ Хусейна Джамбетова – военный с позывным "Бандера" в 2023 году приехал в Грозный и присягнул на верность Рамзану Кадырову. В России он при этом находится в розыске как подозреваемый в терроризме. Записавших обращение ахматовцев Гузенко обвинил в "информационном проститутничестве" и критике "по распоряжению сверху", а после даже посоветовал им менять тех, "кто дает приказы", – последнее обращение из канала вскоре удалили.
Публичный конфликт на этом закончился, однако в день своего задержания Гузенко поздравил Алаудинова с днем рождения и заявил, что "беглые либералы пытаются стравить" блогера с "Ахматом". Этот пост был единственным не касающимся задержания сообщением за весь день – опубликовал его сам Гузенко или администраторы канала, неизвестно.
"Станет более подконтрольным"
После назначения Андрея Белоусова министром обороны России z-информационное поле в стране "начали жестко вытаптывать", отмечает политолог Иван Преображенский. Примером такого подхода собеседник называет историю военнослужащих Дмитрия Лысаковского и Сергея Грицая. В своих видео они обвиняли командование, что в полку процветает торговля наркотиками, а в качестве мести за критику их отправляют "в один конец" на передовую.
Оба действительно вскоре погибли; Белоусов поручил провести проверку всех обстоятельств, но спустя 10 дней было заявлено, что никаких нарушений не найдено.
Обвинения в торговле наркотиками в подразделении опровергли, хотя существование подобной практики в российской армии после обнародования истории Лысаковского и Грицая подтвердили многие "Z-военкоры", в том числе Анастасия Кашеварова.
Он безвредный для Кремля, но "зачищать" кого-то надо – нужна отчетность
"Ходили слухи, что после назначения министром Белоусова информационной политикой Минобороны занялся лично первый заместитель главы администрации президента Алексей Громов. Не подкупать, а подавлять – это его стиль. Так что и задержание Гузенко я бы тоже считал частью кампании по устранению неподконтрольных министерству обороны "военкоров", – говорит Преображенский.
При этом борьба с "альтернативной информацией" от "Z-блогеров" началась отнюдь не с приходом Белоусова, продолжает политолог. Поворотным моментом, считает он, надо считать февраль 2023 года, когда на фоне непрекращающихся скандалов в армии Путин поддержал Генштаб, а Рамзан Кадыров перестал критиковать военных.
Гузенко арестовали гораздо позже основной кампании Минобороны по "приведению в покорность" так называемых "военкоров", соглашается политолог Аббас Галлямов. По его мнению, провоенное информационное пространство начали зачищать еще осенью 2022 года, когда девять российских "Z-блогеров" по просьбе начальника Генштаба Валерия Герасимова попали под проверку по статье о "дискредитации" армии. Военная прокуратура даже завела уголовное дело на корреспондента ВГТРК Александра Сладкова, но ему помогли в администрации президента, рассказывал позже сам "военкор".
Военный аналитик Ян Матвеев отмечает, что арест "Тринадцатого" скорее похож на случайность, чем на часть спланированной кампании. Однако теперь о содержимом его телеграм-канала "точно захотят договориться", говорит собеседник.
"Либо он станет более подконтрольным, либо составит компанию [осужденному командиру пророссийских донецких сепаратистов] Игорю Гиркину. У Гузенко крупный канал, он часто говорил довольно неприятные для власти вещи, можно сказать, выходил за рамки дозволенного.
Скорее всего, он плюс-минус безвредный для Кремля, но "зачищать" кого-то надо – нужна отчетность. Формально у него висит уголовка, он был в розыске. Теперь, когда он под арестом, будут давить и на его публичную деятельность", – объясняет Матвеев.
Администраторы телеграм-канала "Тринадцатого" уже после его ареста рассказали, что в Ставропольском крае Гузенко надеялся "увидеть в последний раз" погибшего командира первой роты казачьего батальона "Терек" Евгения Смирнова под позывным "Ермак".
Блогер очень лично переживал его смерть и за неделю до задержания обращался к своим подписчикам из Ставрополья:
"Я скажу, когда и где мы соберемся. Ждите.
Наш брат погиб, мы хотим ответы.
А если ответов я не услышу, то мы зададим вопросы вместе".
Позже этот пост был удален. Летом в Новопавловске похоронили отца Гузенко – "военкор" после этого писал о желании "съездить на могилы близких, кого потерял за все это время".
Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Тайна семьи: 6 странных смертей за 14 лет вынудили брата и сестру провести собственное расследование
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц