Продолжаем освещать экономические перипетии 1990-х годов, которые привели к катастрофическим последствиям для России, ибо страна должна знать своих «героев». В предыдущей статье мы не к ночи упоминали о А.Б. Чубайсе и его печально известной ваучерной приватизации. Сегодня речь пойдет о «великом» реформаторе и либерале-рыночнике Егоре Тимуровиче Гайдаре.
В правительстве Б.Н. Ельцина, сформированном в ноябре 1991 г., Гайдар занимал пост целого вице-премьера по финансам и экономике, являлся главной движущей силой и идеологом радикальных реформ, правда, продержался на этом посту недолго — с ноября 1991 г. по март 1992 г. Скоро вы поймёте почему.
Еще в октябре 1991 г. на V съезде народных депутатов РСФСР Б.Н. Ельцин провозгласил программу рыночных реформ, предполагавших слом заскорузлой командно-административной системы хозяйствования, доставшейся ему в наследство от Советского Союза.
Сказано – сделано. Команда реформаторов во главе с Гайдаром приступила к работе, выработав четкий план действий (как сейчас модно говорить «дорожную карту»), который предполагал либерализацию экономики через:
Свободное ценообразование, чтобы можно было легко справиться с товарным дефицитом, для чего предполагалось развязать частную инициативу; В процессе приватизации создать слой новых собственников и установить правовые рамки для предпринимателей (привет малиновые пиджаки и золотые цепи); И, естественно, предполагалась интеграция новоиспеченного «независимого» государства в мировое экономическое пространство (правда, на правах сырьевого придатка, но про это не принято было говорить в интеллигентных кругах) с целью привлечения зарубежных инвестиций. Но для этого пришлось взять на себя обязательства по выплате долгов СССР за все республики, которые уже стали независимыми, освободившимися от оккупации «тоталитарного» Советского Союза, трезвым и гордым взглядом смотревшие в светлое капиталистическое будущее.
Разработка «грандиозных» реформ проходила на фоне катастрофической ситуации в стране. В России царил глубочайший экономический и финансовый кризис (гиперинфляция, нехватка валютных ресурсов, рост внешнего долга), который соседствовал с не менее серьёзным продовольственным кризисом. Нехватка многих товаров первой необходимости была ощутимой, особенно на периферии.
А теперь самое главное. Не стоит обольщаться, что кто-то из команды реформаторов-рыночников во главе с Гайдаром понимал, что делать. Они были всего лишь модными в то время рыночниками-теоретиками, до развала СССР, протиравшими штаны в разных НИИ и не имевшими никакого практического опыта в управлении экономикой. Поэтому вся их деятельность проходила под жестким контролем западных кураторов и по рекомендациям МВФ, а значит кризис просто обязан был приобрести перманентный характер.
Уже 2 января 1992 г. горе-реформатор Гайдар осуществил либерализацию цен, т.е. государство перестало регулировать цены на все товары кроме хлеба, молока, алкоголя, коммунальных услуг, транспорта, энергоносителей и драгоценных металлов. Рост цен прогнозировался всего в 3 раза, к тому же, предполагалось, что эта неприятная погрешность реформы будет компенсироваться ростом заработной платы.
В конце января 1992 г. последовал Указ Ельцина «О свободе торговли», по которому всем желающим разрешалось торговать без каких-либо ограничений. Также отменялась монополия государства на внешнюю торговлю, снимались ограничения на импорт иностранных товаров и разрешено свободное хождение иностранной валюты.
На бумаге все выглядело красиво, своевременные меры были приняты и о народе якобы позаботились. Однако единственным относительно положительным итогом этой авантюры стало наполнение прилавков магазинов импортной продукцией и как следствие исчезли очереди в магазинах.
На этом из положительного, пожалуй, все. Дальше начинаются суровые экономические будни. Нехватка денежных средств и их катастрофическое обесценение приводят к гиперинфляции – рост цен вместо планируемых 3-х раз, по факту вырос до 26 раз, что привело к моментальному обесценению многолетних накоплений граждан в банках, естественно, никакой индексации не проводилось. И получилось, благодаря этой махинации, большинство граждан страны лишилась возможности участия в приватизации общесоветской собственности (в этой сфере орудовал другой «герой-реформатор» А.Б. Чубайс), что и являлось основной целью иностранных кураторов и местных экономических болванчиков.
Через короткое время уже около 44% населения России оказалось за чертой бедности, а розничный товарооборот за год сократился в 2 раза. Гайдар и Ко для снижения дефицита бюджета стали сокращать, по указке МВФ, расходы на здравоохранение, науку, образование, оборону, что привело к росту безработицы.
Для спасения промышленности и сельского хозяйства правительство стало с лета 1992 г. выдавать льготные кредиты, чем увеличило денежную массу в стране и усилила инфляцию. Финансовой помощи «западных друзей» Россия так и не получила. А приметой времени стали талоны на водку, нередко заменявшие деньги в условиях, когда последние стремительно обесценивались в ходе гиперинфляции. Поэтому сделки осуществлялись в иностранной валюте, происходила стремительная долларизация экономики, покупательная способность которой оставалась стабильной.
В итоге произошло резкое падение уровня жизни большинства граждан страны, рост цен, безработицы, усиление имущественного и социального расслоения; Начался рост сепаратизма некоторых территорий РФ (Чечня, Башкортостан, Якутия, Татарстан), которые отказывались подчиняться общероссийским законам и платить налоги в федеральный бюджет; Происходил колоссальный рост теневой экономики, где производилось около 25-40% товаров и услуг (большинство предпринимателей не платили налоги и не контролировались государством); И как вишенка на торте - слом правовых и нравственных норм, слабость государственных институтов, обнищание населения, все это приводило к разгулу преступности («рэкету») и к «правовому беспределу». Население России стало вымирать в геометрической прогрессии.
Понятно, что для тех кто отхватил лакомый кусок союзной собственности и выжил в разборках 90-х, эти годы представляются чуть ли не раем, когда мутная жижа капиталистического передела ежедневно вымывала на берег то кучу трупов, убитых в очередных разборках, то очередного «нового русского» миллионера, на которых с презрением смотрели и в страхе шарахались иностранцы на всех европейских курортах. Но для большинства населения России 90-е это трагедия.
P.S.
Е.Т. Гайдару в 2010 г. в ВШЭ установлен бронзовый бюст. Идея заключалась в создании народного памятника как благодарности Гайдару за его вклад в развитие страны.