В начале октября 1992 г. произошло важное событие – была введена в действие система приватизационных чеков (ваучеров). Началось грандиозное «кидалово» наших граждан.
В 1992 г. активно проходил процесс приватизации, т.е. перехода государственной собственности (промышленных предприятий, колхозов и совхозов, земли, жилого фонда) в частные руки. Прорабы перестройки и реформаторы-теоретики преследовали вполне понятную и озвучиваемую обществу цель - создать новый класс собственников и «сломать хребет» командно-административной экономике и по-быстрому прийти в светлое капиталистическое будущее. Но так заявляли для обывателей, на самом деле либералы рыночники хотели другого. Чего же? Об этом вы узнаете, дочитав статью до конца.
И тут в наше размышление вихрем врывается главный герой нашего повествования, в недавнем прошлом член КПСС А.Б. Чубайс, который в это время был председателем комитета по управлению госимуществом (1991-1994). Товарищ, ой нет, уже господин Чубайс разработал схему «малой» и «ваучерной» приватизации всего и вся в стране. Благо существовали еще здравые силы, которые не позволили приватизировать недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и др.
По плану Чубайса малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях.
Крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в АО. При этом не менее 29 % уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки (ваучеры).
Ваучер определялся как стоимость всей собственности РФ, разделенная на количество граждан, получалось, что номинальная стоимость составила 10 тыс. рублей. Ваучер обменивался на оставшиеся в продаже акции предприятий, что означало юридическое вхождение в права собственника.
Казалось бы, все звучит красиво, а главное о народе позаботились, дали возможность населению ощутить себя настоящими собственниками своих предприятий. Однако на самом деле произошло следующее:
- Рыночная стоимость ваучера оказалась мизерной, т.к. приватизация происходила в условиях гиперинфляции, и он выкупался у граждан за копейки разными не чистыми на руку дельцами. Поэтому «наварились» на этой операции те, у кого были деньги после развала Советского Союза – партноменклатура, «красные директора», «теневики» и уголовники, но никак не простые граждане, которых было 95 % населения страны;
- Новоявленные собственники не вкладывали в развитие предприятий, увольняли работников, распродавали станки и оборудование на металлолом и сдавали освободившиеся помещения в аренду под офисы. По сути, в ускоренном темпе происходила деиндустриализация в угоду иностранным конкурентам, которые мечтали о ликвидации советской промышленной мощи.
В итоге в 2024 г. по производству техники мы достигли уровня СССР 1990 г. и то только по некоторым категориям. Занавес. А где же наш герой? Долгие годы преспокойно занимал руководящие должности, но с началом СВО подорвал видать свое здоровье, и как поговаривают, находится где-то заграницей. Мавр сделал своё дело, мавр может уходить.