Существует пресловутый стереотип, что времена "британского вторжения" ознаменованы соперничеством двух суперважных групп - The Beatles и The Rolling Stones. Остальные группы, коих был легион, были местячковыми и не заслуживающими внимания, проверку временем не прошли, потому и забыты, да и зачем они нужны? Так-то оно так, да вот каждый раз, роясь в наследии этого очень даже увлекательной эпохи, начинаешь замечать интересные исторические параллели, находить что-то новое, что позволяет иначе посмотреть на события тех лет.
Скажем, я более чем уверен, что стереотип о соревновании двух известных британских групп является не более чем конструктом. Кто его создал и кто подхватил - вопрос десятый, не будем указывать пальцем на Эндрю Логг Олдэма. Но что точно можно сказать, так это то, что до появления "роллингов" у ливерпульской четвёрки был очень сильный конкурент. Ведомый очень неординарным человеком. И коллектив этот назывался The Dave Clark Five.
Достаточно просто вспомнить самую известную их песню Glad All Over, сместившую в начале 1964-го года с чарттопперов битловскую I Want To Hold Your Hand. Ту самую, с которой сами "Кларки" поехали вслед за битлами в США, став вторыми после ливерпульцев выступившими в шоу Эда Салливана британцами. Ту самую, которую сами битлы исполняли в своих выступлениях на BBC. Обычно была иная практика: создавшие новые правила обязанности писать песни для себя Леннон и Маккартни давали другим коллективам песни, не подходящие им самим, те становились успешными в чужом исполнении, но по сути сохранялась монополия. И вот появился кто-то ещё.
Ни Gerry and The Pacemakers, ни Billy J. Kramer and the Dakotas, успешно тогда вместе с битлами покорявшие вершины хит-парадов, авторами песен не были. А Dave Clark Five были, хотя я чуть позже объясню, в чем же там заковыка.
Что мы имеем, когда знакомимся с этим знаковым коллективом? Я более чем уверенно утверждаю, что это самый неоднозначный коллектив времён British Invasion, и мы это сейчас обсудим.
Вообще, уже возникла тогда тенденция выносить в названии ансамбля имя лидера. И дело не только в Джерри Марсдене или Билли Крамере, которых я только что упомянул. И не в Манфреде Мэнне или Джорджи Фэйме или Уэйне Фонтане. Все они были либо фронтменами, либо лидерами -инструменталистами. Дэйв Кларк был тем, кого на советский манер было можно назвать художественным руководителем.
Личность Кларка
Что мы знаем о нём? Кларк чуть-чуть старше битлов, он родился в 1939-м. До того, как оказаться в музыке, как утверждают скупые биографии, был актёром-каскадером в дешёвом кино, якобы снялся в 40 фильмах, хотя официально сайтом IMDB подтверждается участие лишь в 4 картинах. Накупив барабанов, в году так 1956-м , судя по всему, Кларк решил играть скиффл.Группа, ставшая позже DC5, изначально подыгрывала певцу Стану Сэксону, а затем перешла в свободное плавание.
Кларк - человек не совсем музыкальный. Скорее, он отличный делец. И хороший мистификатор. Можно сказать, что мы почти ничего не знаем о нём и его группе. Недавно вышедший в США документальный фильм о них, сделанный в эстетике битловской "Антологии", особой конкретики не даёт. К тому же участие в документалке таких людей, как Вупи Голдберг и Том Хэнкс, намекает, что их присутствие сделано специально, чтобы заполнить время и отвлечь нас. Какое отношение они имеют к британскому биту? Почти никакого, разве что Хэнкс был на церемонии внесения группы в Зал Славы рок-н-ролла.
Кларк был своего рода лондонским, а точнее тоттенхемским ответом ливерпульскому мерсибиту. Музыкально они близки, но по сути и эстетике разные. Интересен состав : в нём есть органист (его звали Майк Смит) , что до Animals, Zombies и Манфреда Мэнна было редкостью, а клавишник ещё и поёт и, судя по всему, является автором большей части песен. В коллективе есть саксофонист. Для того времени это было уже чем то устаревшим, саксофон воспринимался как атавизм рокабилльных времён. Однако, его присутствие разбавляет гитарный саунд британского бита, всё же делая группу не похожей на других.
Где их живые выступления?
Есть моменты, связанные с наследием группы, заставляющие нас немного задуматься. DC5 выпустили больше десятка альбомов в США, раза в три меньше номерных альбомов в Британии и по сути на момент 1968-го года прекратили особые записи и тому подобное. Группа была явно ориентирована на продажу музыкальных студийных записей. А вот попробуйте найти живое выступление группы, будет довольно трудно. Есть записи с телевизионных программ, где коллектив выступает под фонограмму, это было сплошь и рядом. А вот как таковых концертных записей нет. Хотя как специально один из номерных американских альбомов обманчиво зовёт American Tour, являясь при этом студийной записью. Это не означает, что группа не ездила на гастроли. Но возникает вопрос.
Ведь даже самые студийно ориентированные коллективы этого направления, как Herman's Hermits, выступали на сцене и вполне достойно себя показали. Мы молчим про Kinks, Yardbirds, Animals и прочих, какими бы они ни были, есть видео с гастролей, есть у кого-то концертники. У Дэйва Кларка этого нет.
Считается, что он был не ахти какой барабанщик, играл, словно стучал по железной бочке, не мог держать ритм. Подтверждением может стать та самая запись выступления у Эда Салливана с песней Glad All Over, где хорошо себя показали как музыканты все, кроме лидера. Звук на ТВ тогда был не очень, но в этом ли причина? Видимо, он просек, что на сцене звучит не очень, и постарался в дальнейшем подобные записи не фиксировать. Даже на альбомах играл, как оказалось, сессионный барабанщик.
Неким откровением является интервью личного звукоинженера группа Эдриана Керриджа, сделанное им в 2009-м году, где утверждается, что ведущий сессионный барабанщик Бобби Грэм принимал участие в записях, и играл одновременно с Кларком для достижения мощного звучания ударных. Является ли подтверждением тезиса, что лидер не играл на самом деле, судить сложно. Даже органист Майк Смит отказывался отвечать на этот вопрос. Так что этот тезис мы оставим, но держим в уме. Не всё так просто.
И раз уж пришлось упомянуть Керриджа, то интересно посмотреть и на такой аспект: продюсером на записях группы числится некий Эдриан Кларк. Как можно легко догадаться, этот псевдоним - попытка зашифровать самого Дэйва и Керриджа. Довольно интересно в разрезе британского бита обратить внимание, что Кларк был сам продюсер своей группы. Ему не нужны были люди типа тех же Джорджа Мартина или Эндрю Олдэма. Он отвечал и за медийную сторону коллектива, и за саунд, насколько мог это объять своей вдумчивостью.
Кларк- талантливый автор песен или вор?
Второй момент касается авторства песен. Если мы возьмём любую пластинку DC5 того времени, то увидим, что если это композиция авторства группы, то везде есть Кларк. Предполагается, что роль его, на самом деле, не велика, однако будучи одновременно ещё и продюсером и менеджером коллектива, он позаботился, чтобы весь материал числился за ним. В чём-то это напоминает схему Леннон-Маккартни, где кто бы не являлся автором, дивиденды получают оба, но есть и различие. Впрочем, кажется, это очень даже логичный ход. Ведь как обладатель всех авторских прав, Кларк был наверное единственным музыкантом той поры, кто позже не растерял их, не оказался в ситуации судебного скандала. То есть, с точки зрения юридической и продюсерской, поступил очень здраво, по крайней мере в отношении себя любимого.
Был такой Рон Райан, участник нескольких не самых успешных групп Британии того времени, поигравший с Митчем Митчеллом до того, как тот уйдёт барабанить к Хендриксу. Райан утверждает, что был автором нескольких песен DC5, и даже убедительно рассказывает об этом:
Когда я пел новую песню Дэйву и Майку, Дэйв обычно оставлял Майка и меня, чтобы составить аранжировку и найти тональность, подходящую для пения Майка. Дэйв чаще всего уходил, поскольку он не был музыкальным, и он понятия не имел, о чем мы с Майком говорим, и находил все это скучным. Однако, чтобы создать впечатление, будто группа пишет свой собственный материал (как с Ленноном/Маккартни), я согласился, чтобы Дэйв Кларк получил приписку к песням. Между мной и Кларком была достигнута договоренность о том, что как только деньги начнут поступать, автор песен будет получать процент от всего, что заработают его песни. Вскоре после этого деньги действительно потекли к Дэйву Кларку, но я их не видел».
Вот здесь, на самом деле, назревал скандал, однако Райан не обращался в суд, поскольку уважал участников группы, получавших жалование, и не хотел путём судебных разбирательств и плохой рекламы портить им жизнь.
Где переиздания?
Существует ещё один момент, который мне показался интересным. Дело в том, что при наличии на рынке старых американских пластинок группы и некоторых сборников на CD времён начала века, мы не можем найти официальные переиздания дискографии коллектива. Конечно, от этого мир не стал хуже, мы вполне можем и пережить это, к тому же старые издания на виниле попадаются за вполне приемлемые деньги. Однако, с точки зрения маркетинга, это ведь довольно странно, не правда ли?
Кларк, как я уже писал, является фактическим владельцем всех мастер-лент группы, владея всем наследием и не стремясь его дешевить. После того, как активность DC5 пошла на спад, он стал снимать фильмы и продюсировать ТВ, приобрёл себе программу Ready Steady Go, так что как делец и продюсер он является владельцем очень даже весомого интеллектуального багажа. Так что своими действиями, как вышедший недавно документальный фильм, Кларк, судя по всему, умело пытается лавировать, чтобы успешно финансово окупить какие-то свои старания. Хочется так думать.
Но в чем же была проблема DC5? Конечно, если мы посмотрим на них как на простой коллектив, то они могут показаться даже достаточно скромными: не носили волосы длиннее, чем их коллеги по цеху, не писали двусмысленные песни с непонятной лирикой, психоделический бум проигнорировали, в принципе уйдя в нужное время.
Да и альбомы, которые они записали, хоть и приятно слушать, но присмотритесь, насколько они стереотипные. Некоторые критики считают, что "Кларки" совершили опрометчивую ошибку, выпустив дюжину альбомов в США, сделанных наспех. Каждый из альбомов не превышает 30 минут хронометража, каждый состоял в среднем из 11 песен, в каждом как на подбор был инструментал а-ля "музак", пара хитов и много обычного материала. Не настолько плохи, чтобы считаться нафталином, но и далеко не шедевры, как альбомы их главных конкурентов.
Вследствие чего возникает вопрос: а были ли DC5 жертвами обстоятельств, которым не повезло, как это обычно говорят про героев " Британского вторжения", не сумевших перейти рубикон и стать рок-группами? Может, как раз наоборот, всё, что можно было сделать, Дэйв Кларк и компания сделали? Тогда это совершенно иная ситуация, никакие они не неудачники.
Жизнь после группы
Кларк не потерялся. Группа на рубеже 1960-х и 70-х сделала несколько пластинок, в основном поппури на рок-н-ролльные темы. Дэйв нашёл себя в бизнесе, приобретя в 1980-х программу Ready Steady Go. Дальнейшую музыкальную деятельность вынужден был прекратить после неудачной езды на санях, когда он повредил суставы на пальцах.
Особенно запомнилась история с мюзиклом Time, написанным (предположительно) Кларком и поставленным в 1986-м году, в котором принимали участие известные музыканты. Солистами были Клифф Ричард, Дианна Уорвик, Лео Сэйер. В студийной версии шоу одну из вокальных партий исполнил Фредди Меркьюри. Кларк и вокалист Queen дружили с середины 1970-х, есть слухи, что Фредди умер на руках у Кларка.
И хотя последующие после DC5 годы Кларк уже не жил так насыщенно, уйдя в бизнес, нельзя сказать, что он не был на виду. Случались и скандалы, он уезжал жить в США, чтобы не платит гигантские налоги британскому правительству, случались и непонятные сделки, когда он с трудом издавал в 90-е сборники своей группы.
Но как показала практика, каким бы неоднозначным не был Дэйв Кларк, который продвигал свою группу не благодаря таланту, а благодаря своей деловой хватке, это тоже приносило результат. И после всего описанного я могу с уверенностью назвать DC5 самой странной группой British Invasion. Этакий "Ласковый Май": выступление под фонограмму, купленные авторские права и возможности для издания и продвижения. Разве что не ездили одновременно разными составами по миру. Но может я чего не знаю?