Приветствую всех на канале Просто Михалны!
Я вспомнила, что за мной должок - последняя часть рассказов про наши ББП - Большие Бельсинские Приключения.
Вы на канале биолога Михалны. Канал очень "пестрый", так я не только исследователь, зоолог-полевик, но и преподаватель провинциального вуза, а по второй специальности - кинолог охотобщества. Ну, и конечно же, мама замечательной взрослой дочки-биолога и жена охотника. Интересы у меня очень разнообразные, а здоровье в последнее время - не очень, поэтому не удивляйтесь, если за статьей о реабилитации позвоночника вы увидите заметки о полевых исследованиях, а потом - о разных злободневных вопросах. И все это будет перемежаться моими любимыми спаниелями, лайками и котиками. И еще собственносочиненные рассказы где-то в недрах канала есть. Вот такой винегрет. Приятного аппетита, то бишь прочтения! Комментарии и дискуссии под статьями, постами и видео категорически приветствуются!
Предыдущие части: 1-я 2-я 3-я 4-я
Итак, наступило наше последнее утро в горной тайге Бельсинского заказника. Выдалось оно ясным, но очень холодным. Ну просто очень-очень холодным, так что все утро я проходила в легком горном пуховике, а поверх него для защиты от росы надевала непромокаемую и непродуваемую ветровку.
И только часам к 10 сентябрьское солнце начало не только светить, но и греть. Сборы личных вещей - дело недолгое, в такую погоду бОльшая часть одежды надета на себя, спальник запихать в компрессионный мешок - дело минутное, немудрящую посуду собрать - тоже, а вот разное оборудование рабочее зоологическое мы собирали и паковали целый час.
В последнюю очередь сняли сети для отлова птиц - не хотелось упускать последнего шанса изловить что-нибудь интересное типа горного конька или сибирской завирушки, но увы :( Ловились обычные лесные виды:
Короче, собрали всё, прибрались в балагане, стащили рюкзаки на берег Бельсу, и стали ждать егеря Дениса, который должен был нас вернуть в цивилизацию.
И как тут со скуки ожидания не наделять себяшечек?
По плану у нас был заезд еще на одну точку, а заодно и учет водоплавающих птиц, но, как это часто бывает в полевых условиях, планы пошли под хвост... Кому? А фиг его знает, кому. Медведю, наверное.
Короче, приехал Денис, привез нашего бродячего коллегу Пашу, который три дня ходил маршрут по реке Израс. Убедился, что мы живы-здоровы, вполне бодры и даже не голодные :), и вдруг неуверенно спросил:
- А вас тундра интересует?
При слове "тундра" Паша вскинулся как боевой конь при звуке полковой трубы.
- А как же! Конечно, интересует! Только тут до тундры как до Китая пешком.
Сделаю небольшое отступление - горных тундр в заказнике, действительно, немало. Но идти на них надо с совсем другого угла заказника, со стороны Поднебесных Зубьев, где есть и туристические тропы, и приюты. А наша задача была немного другая - горно-таежный массив вдоль реки Бельсу - места совершенно дикие и нехоженные. Но без тундр. Только крутые склоны, ручьи, да подболоченные берега
- А есть тут у подножия гор небольшой кусок тундры, - рассказывал Денис. - Я лет десять назад был там, даже клюкву собирал на болоте.
Тут уже стало интересно всем. Особенно Паше, который занимается болотными растениями, да и я надеялась найти на болотах что-то птичье-необычное. Словом - едем! А по пути и водоплавающих посчитаем, никуда не денутся. Ведь здесь дорога одна - река.
Очень ухабистая дорога, скажу я вам:
Но Денис благополучно доставил нас до той точки берега, откуда надо было идти к тундре. Мы высадились, сняли теплые куртки и пошли. Трава выше головы, под ногами кочки. Шли-шли, уперлись в непроходимые заросли кустарника, растущие прямо из воды. Стали продираться. Я шла за мужиками по этой чаче, пытаясь не оставить глаза на ветках, и все больше склонялась к тому, что не так уж мне и нужна эта тундра, знаете ли. Лучше влезть повыше с биноклем и посмотреть птиц в округе, больше будет толку, чем ломиться по кустам, не видя ничего, кроме воды под ногами и веток над головой. Об этом я и сказала Денису. Но Сергей с Пашей были решительно настроены найти-таки эту самую тундру и взять пробы воды с верхового болота (пока что мы шли по низовому). Упертые, что сказать...
Решили разделиться. Паша с Сергеем продолжили ломиться напрямик, а мы с Денисом - попробовать обойти низовое болото и выйти на мифическую тундру, обойдя низовое болото через тайгу.
Новый путь мне понравился больше - идти по тайге гораздо легче, чем по болоту. Особенно, когда есть тропы. Правда, был один ньюанс - тропы были не людские, и даже не лосиные. Набитые до земли, разбегающиеся в разные стороны дорожки принадлежали медведям.
Вообще, Бельсу - это какое-то Медвежье царство, шагу не ступить, чтобы не наткнуться на его следы жизнедеятельности! Я была в разных медвежьих местах, но такого обилия зверя еще ни разу не видела.
И пошли мы медвежьими тропами, периодически перебредая ручьи, стремящиеся вниз, к Бельсу:
Забегая вперед, скажу, что никакой тундры мы с Денисом не нашли. Уперлись в совершенно непроходимые дебри, решили свернуть напрямую к Бельсу. Почти вышли на ее берег, уже было слышно, как она шумит перекатами, и даже видно горы противоположного берега, но... Впереди еще болото. Пришлось поворачивать назад и искать обход к берегу.
Но в конечном итоге наши шарахания по дебрям были не напрасны - над маленьким болотцем я вспугнула редкую летучую мышь, похоже, двухцветного кожана. Бедный сонный мышь пролетел так близко, что я успела рассмотреть его характерную окраску. Даже сделала рефлекторный хвать рукой, но мышь увернулся и улетел.
Потом удалось засечь еще одного ночного обитателя - бородатую неясыть. Ещё один краснокнижный вид в копилочку! Ура-ура!
Но самое интересное я нашла почти уже на обратном пути. На влажной земле отпечатался след крохотного копытца с характерным рисунком. Неужели кабарга? Я подозвала Дениса, и он подтвердил - она. Редко, не каждый год, но заходит этот крошечный клыкастый олень в заказник.
Вот это уже очень интересная находка! Кабарга - зверь не просто редкий, а очень редкий, категория 1, близкий к исчезновению. Этого маленького гималайского оленя нещадно истребляют браконьеры ради мускуса, который стоит в Китае бешенных денег, а головы продают на подпольном рынке.
Хотелось бы, конечно, увидеть это чудо вживую, но столько удачи судьба мне не отсыпала. Зато приятно осознавать, что еще одна популяция кабарги находится под охраной в заказнике!
По пути я еще порадовала себя, положив в карман несколько кедровых шишек, найденных у подножия могучего кедра. Большинство шишек были пустыми - постарались бурундуки и кедровки, но и мне немного досталось.
Вышли на берег, перекусили запасами Дениса, запили водичкой из Бельсу - да-да, здесь можно пить прямо из реки. Красота!
Только Паши и Сергея все нет и нет. Тут я вовремя вспомнила, что у меня есть сигнал охотника! Не зря я его таскала все эти дни, не зря! Пару раз бахнула в воздух, и сели дальше ждать, штаны на себе сушить.
Вскоре на звук пришли наши коллеги. Усталые и злые. Никакой тундры они не нашли и в помине, и даже верхового болота не нашли, только переходное. Вымокли, измотались вконец, нас потеряли. Пришлось задабривать их остатками еды и последней чашечкой горячего чая из термоса. Побурчали, поели, подобрели... Вылили воду из обуви и стали решать, куда дальше путь держать.
А вариантов-то особых уже и не было - на поиски мифической тайги мы ухлопали бОльшую часть дня. Решили уже идти напрямую по Бельсу до Томи, завершать учёт водоплавающих и в цивилизацию возвращаться.
Помимо хлюпающей в обуви воды и мокрых штанов, у меня был еще один стимул побыстрее вернуться в Междуреченск - нужно было позвонить в Америку и поздравить дочь с Днём Рождения!
Сами понимаете, что из тайги это сделать было невозможно.
И снова идем по Бельсу, скачем на перекатах! Солнце светит, и я делаю на прощание еще пару фотографий. До свидания, медвежья река! Возможно, еще свидимся!
Вот так и работаем. Не все время, конечно. БОльшую часть года - обычные вузовские трудяжки, но как я рада, что моя профессия иногда позволяет забираться в такие чудесные, дикие, нехоженые места!
А вы за что любите свою работу?