Найти тему

Юлия Николаева: Как выпускница НовГУ создала первое в Великом Новгороде частное инклюзивное учебное заведение

Юлия Николаева — выпускница НовГУ. В 2010 году она окончила факультет лингвистики и межкультурной коммуникации с красным дипломом, а через несколько лет магистратуру НовГУ по специальности «Образовательный менеджмент». Вместе со своей командой Юлия открывает в нашем городе уже не первый проект. Сначала они создали автономную некоммерческую организацию помощи людям с синдромом Дауна «Дом Солнца», затем гончарную школу «Колокол», а в этом году благодаря им пополнился ряд новгородских частных школ.

Юлия рассказала, как на свет появился их третий большой проект – Славная Школа. Это начальная школа полного дня с предметным подходом, тьюторским сопровождением и ежедневными уроками английского языка. Помимо обычных классов, в ней есть нулевой класс для детей, которым до школы остался один год и ресурсный — для учащихся с синдромом Дауна. В Славной Школе сформирована экологичная инклюзивная образовательная среда, которая предполагает создание благоприятных условий для обучения и развития детей, независимо от их особенностей. Включает такие аспекты как: учёт психологических и физиологических особенностей, стимулирование свободной мысли и познавательных процессов, психолого-педагогическое сопровождение учащихся и их семей, формирование адекватной самооценки.

Я с теплотой вспоминаю годы обучения в университете — оттуда и фундаментальные знания и жизненный опыт: самодисциплина, ответственность, умение мыслить широко (спасибо межкультурной коммуникации) и быть многозадачным. Благодаря университету я говорю на английском языке. Хоть и давно не работаю по профессии, понимаю, насколько эти знания ценные. Именно поэтому своих детей с детства погружаю в языковую среду и в Славной Школе у нас английский каждый день.

-2

Мы давно хотели открыть школу, но все время откладывали этот момент, потому что понимали, сколько всего нужно будет в это вложить.

Все наши проекты, так или иначе, пересекаются в образовательной теме. Два года назад мы приступили к реализации проекта по созданию ресурсного класса для детей с синдромом Дауна на базе государственной школы. Все это время мы налаживали сотрудничество и партнерские отношения с министерством образования и комитетом по образованию. Для нас было важно, чтобы наши дети, которые с раннего возраста получают всестороннюю поддержку – находились в инклюзии. В ресурсный класс было зачислено пять детей с синдромом Дауна, в том числе – мой сын. Сотрудничество не сложилось — сначала было исключено понятие «ресурсный класс», потом снизилась тьюторская поддержка.

-3

Мы понимали, что с такими условиями и меняющимися обстоятельствами дети не будут учиться в инклюзивной среде.

Поэтому в апреле этого года мы приняли окончательное решение открыть свою школу и двигаться в этом направлении. Теперь мы сами создаем все необходимые для нас условия.

-4

«Дом Солнца» — наш проект по поддержке детей с синдромом Дауна, стал движущей силой к созданию новой школы.

Уже во второй раз благодаря ему мы приходим к чему-то новому. Шесть лет назад мы искали гончарные круги для «Дома Солнца» и нашли франшизу гончарной школы «Колокол». А теперь, детям «Дома Солнца» нужно получать школьное образование и мы открываем Славную Школу.

-5

Мы приняли решение открыть школу второго апреля и открылись второго сентября. Пять месяцев непрерывной работы и обучения. Было трудно, но осознание того, что мы не можем терять время давало большую мотивацию. Мы переживали насчет помещения — поиски, согласования, ремонт в очень короткие сроки. Волновал состав команды — для нас важно подбирать «своих людей», а времени совсем мало и нет возможности попробовать сотрудника в деле. За лето мы провели десятки собеседований и собрали невероятную команду.

У нас впереди большой путь — непростой, но очень интересный.

-6

Нам важно, чтобы дети любили и хотели учиться.

Для этого мы ненавязчиво создаем такую образовательную среду, в которой узнавать что-то новое, детям будет приятно и важно. Еще одна задача команды Славной Школы, создать для детей условия, в которых они будут чувствовать себя эмоционально комфортно. Чтобы ребята могли общаться, дружить и принимать особенности друг друга.

В нашей школе есть ресурсный класс для детей с синдромом Дауна. Большая благодарность родителям за то, что они встретили этот факт с большой поддержкой. Инклюзивное общество — это очень важно. Общение с другими детьми, не похожими на тебя, дает много возможностей в развитии коммуникации и самостоятельности. Нам важно научить детей строить между собой здоровое взаимодействие.

-7

Наша школа настроена на то, чтобы дети получали сильные академические знания. В то же время, нам важно и эмоциональное развитие ребёнка. За это отвечает тьюторская команда.

У нас предметный подход — каждый учитель влюблен в свой предмет и старается своей любовью увлечь детей получением новых знаний. За эмоциональную часть, за построение межличностных отношений и за мотивацию учиться отвечает тьюторская команда. У тьюторов есть важная задача – следить за тем, когда ребенок теряет интерес. Узнавать, почему он его теряет, пытаться найти точки взаимодействия, помогать ребенку не бояться совершать ошибки, вместе работать над этим.

-8

Еще пара фишек: у нас школа полного дня и английский каждый день.

Школьный день устроен, отчасти, как и в обычном образовательном заведении: дети приходят, завтракают, каждый день происходит сонастройка — когда школа собирается вместе и настраивается на учебный день. Во время сонастройки все делятся какими-то важными моментами или вместе проводят какую-нибудь небольшую деятельность. Потом идет академическая часть, обед, прогулка, самоподготовка — когда дети делают уроки. Вторая половина дня — это дополнительные занятия, которые связываются и с академической частью. Год разделён на блоки, в которых предметы, дополнительные занятия и образовательная среда будут посвящены определенной теме, проходящей сквозь весь образовательный процесс. Например, тема первого блока: «Кто мы? Чего мы хотим? Как мы этого хотим?» — это знакомство, правила взаимодействия, создание социокультурного пространства, присвоение (когда дети осознают, что это их школа буквально присваивают ее себе прим. ред).

-9

В 2024/2025 учебном году мы набирали начальную школу — от нулевого до четвертого класса. В классах предполагается по двенадцать детей соответствующего возраста.

-10

В наших планах — добрать учеников школы, сделать школу полностью укомплектованной. Наша задача, как руководства, осуществить все, что мы задумали и создавать такую среду, чтобы детям было комфортно, чтобы им хотелось возвращаться в нашу школу. Очень хочется, чтобы все получилось. Открытие прошло волнительно для нас, но мы чувствуем много поддержки от родителей и команды. Уверены, нас ждет много интересных событий.

Автор: Ольга Вирич
Фото:
Славная школа