Если вы полагаете, что все загадки существуют, чтобы их разгадали, то заблуждаетесь!
В русском фольклоре имеется целый жанр особых загадок с двойным дном. Их цель не в том, чтобы пробудить в человеке гордыню всезнания. а в том, чтобы обыграть серьёзное, превратив его в несерьёзное, порой в смешное или чувственное.
Да-да! Эрос и Танатос - две силы, на которых и держится жизнь человеческая.
Вот примеры:
Как у девушки-красотки загорелося в серёдке
А у парня-молодца вдруг закапало с конца
ОТГАДКА (самовар)
Угли положил - в серёдке горячо. Кран отвернул - чашку подставляй, чтоб не капало на скатерть.
На сарае, на повете
Парень девку ерепетит
Прижимает хорошо
Девке хочется ишшо!
ОТГАДКА (банный веник)
Русский фольклор довольно-таки эротичен. Подобные загадки использовались на свадьбах, святочных кудесах, молодёжных гуляньях, где вовсе не поощрялась излишняя застенчивость. Коли девка совсем робка, так глядишь и нездорова, вдруг и не родит. Привлекательность девушки не зря обозначалась интересным и ныне забытым словом - "славабутная"
Корень слав подразумевает жизненную силу, энергию в том числе и сексуальную. От того и славяне. "Славабутная" подразумевает скорее не внешнюю красоту, а обаятельность, здоровье и весёлый, лёгкий нрав. Вспоминается Оля Мещерская - героиня Бунинского рассказа "Лёгкое дыхание".
Зародились загадки в глубокой языческой древности, как часть обряда посвящения во взрослую жизнь. При чём изначально угадать верный ответ нельзя было. Только знать! Ну чем не ЕГЭ?
Прошло время, изменились общественные институты и сакральное стало шуточным. Но двойное дно остаётся. Не зная верного ответа, можно попасть впросак и поднимут насмех.
И хочется, и колется
И кровь идёт
Особо у той идёт,
Котора первый раз даёт.
ОТГАДКА ( серьги, которые вставляют в уши впервые)
А вот ещё:
Пришёл Ванька
Просит; Дай-ка!
Как не дашь?
Парень-то наш!
Как дала,
Кверху ногу задрала.
ОТГАДКА ( ключ и амбарный замок)
Поэтика эротических загадок основана на вторичном сходстве предмета и ассоциациях. Но в народном творчестве мы находим и глубокие символы, которые сегодня нам уже не откликаются. Однако ж это есть наша национальная культура.
Вот текст старинной сибирской хороводной песни, на первый взгляд абсолютно невинный.
В огороде капуста, да в огороде капуста,
Спелая капуста, спелая капуста,.
Между тою капустой, да между тою капустой,
Девица гуляла, девица гуляла.
Не одна-то она гуляла, да не одна-то гуляла.
С молодым молодцом, с молодым молодцом.
Разудаленький молодчик звал её да во лесочек.
Девка парню отвечала, девка парню отвечала;
- Пути-дороженьки не знаю, я дороженьки не знаю,
Пеша, пеша да устану, пеша я да устану.
Верхом не поеду, верхом не поеду.
Запрягай, милОй, карету, да запрягай, милОй, карету!
Вроде бы ничего хулиганского? Однако, наши прабабушки и прадедушки отлично понимали метафизический смысл этой песни.
Капустка спелая - часто встречалась в молодёжных песнях. Ведь это символ женской зрелости. (Где на Руси деток находили? И почему, намекая на хорошо развитую грудь, говорят, мол, капусту любишь?) Поспела капуста и ходят вокруг молодчики разудалые зазывают девушку в лесок погулять, да так, чтоб задаром. И приходится девушке намекать на карету свадебную, а пеша, мол, не пойду.
В песне эротика вшита в подтекст. А в загадках напротив - как будто на самом виду, демонстрация, но оказывается ненастоящее это золото, а "цыганское"
А что ж за всем этим кроется?
Обычная человеческая жизнь с её заботами и праздниками, потерями, страданиями, страстями и рождениями новой жизни. Но интимные отношения и сокровенные части тела никогда не являются отгадками в русском фольклоре. Народная культура лишь играет ассоциациями, балуется остротой языка, при условии, что слушатель не ханжа.
А ещё культуре важно поддерживать нужный уровень эроса, чтобы не погрузиться в танатос.
Спасибо за внимание!
А ЗДЕСЬ вы найдёте видео-очерк о том, как проходили святочные кудесы в дореволюционной России в записи этнографа.
Слабонервным не смотреть - не слушать!-))