Все слышали термин "инициация"? Иначе сказать - обряд перехода, для которого обязательна трёхчастная структура:
- умирание
- смерть
- возрождение
Важно! Возрождение всегда в новом качестве!
Идея инициации известна всем культурам. Однако, полная реализация идеи в ритуале характерна лишь для некоторых регионов - Австралия, Микронезия, Меланезия, Полинезия, Африка. В Сибири практиковались лишь шаманские инициации.
Классический ритуал для цивилизованного человека выглядит довольно жестоким действом. Нанесение умышленных ран, иногда увечий, испытания голодом, холодом, огнём, страхом. Возникает вопрос - зачем?
На него мы и попытаемся ответить.
И для этого обратимся к важнейшему понятию физики и философии - время. В большинстве своём мы привыкли воспринимать время, как нечто непрерывное. Но есть и другой вариант. Когда время характеризуется дискретностью, то есть оно прерывается и после паузы продолжается, но это уже совершенно другое время. Для африканца из глубинки, как и для русского крестьянина - время могло иметь такие свойства, как "хорошее" и "плохое" Подходящее для какого-то действия и не подходящее.
Исходя из этого традиционная культура взросление человека не оценивает, как постепенный и непрерывный процесс. Скорее человек развивается скачкообразно, переживая определённые фазы.
Примерно так
Просто перейти из одного состояния в другое допустимо для животного, но с тех пор как человек осознал свою субъективность, то есть противопоставил природе культуру, возникает потребность в управлении всеми процессами, как снаружи так и внутри.
Именно поэтому повитухи всех народов "лепят" новорожденных придавая им "правильную" с точки зрения культуры форму.
У некоторых племён индейцев как Северной так и Южной Америки в буквальном смысле новорожденным детям лепили голову - вытягивая череп за счёт дощатого корсета, либо при помощи пресса создавали плоский лоб.
И не только индейцы. Вплоть до начала 20 века искусственная деформация черепа была весьма популярна во Франции, особенно в Тулузе, где форму головы корректировали при помощи ленты.
И в других регионах Европы модификация черепа практиковалась у аристократов дабы не возникало сомнений о знатном происхождении. Также поступали инки, подчёркивая сословную особость.
Так что вытянутые или сплющенные черепа принадлежали вовсе не инопланетянам.
Итак, родился ребёнок. Однако, его физиологическое развитие должно быть легитимизировано культурой. В традиционных обществах эту функцию выполняет ритуал.
По сути ритуал есть не что иное, как признание реальности. Некая группа людей практикуя ритуал соглашается видеть мир с определённой стороны. Поэтому участие в ритуале обязательно для каждого члена группы. И поэтому ритуалы прежде всего воздействуют на органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание. В результате происходит важный процесс - семантизация мира, то есть обретение смыслов для данной группы людей. Так рождается и поддерживается культура.
Обряд перехода
С точки зрения традиционной культуры младенец, пятилетний ребёнок и, допустим, тринадцатилетний равны и лишь через ритуал культура признаёт физиологические изменения.
Поскольку время дискретно, то ребёнок должен "умереть". Австралийские аборигены неофитов в прямом смысле бьют по голове до потери сознания после чего утаскивают в буш.
Мальчики временно живут вне культуры отдельно от женщин и детей в "мужском доме" проходя жёсткие испытания. Их ожидает нанесение татуировок рыбьей костью, выбивание зубов и выдирание волос, отсекание фаланги пальцев и прочие ужасы - так культура ДОделывает то, что создала природа. Многое менялось в истории человечества, но этот нарратив вечен.
Человек изначально намерен менять не только окружающую среду, но и самого себя. И не важно дикарь это с копьём или более культурный "дикарь" с ИИ. Все мы демиурги. Не случайно демиург - составное слово (демос - народ, эурго - дело, труд)
Пребывание вне культуры для неофита равнозначно смерти - то самое тридесятое царство в русских сказках, которые удивительным образом и во всех подробностях описывают обряды инициации происходящие в Австралии и Африке.
Как такое возможно? Пока загадка.
Но не случайно Кощей и баба Яга - обитатели потустороннего внекультурного мира наделяют неофита Иванушку сакральными предметами и знанием.
Только прошедший испытание становится взрослым и возвращается в культуру. Время запускается вновь!
В цивилизованном мире
В современных городах обряды инициации тоже присутствуют, но разумеется в редуцированных и размытых вариантах. Мы обнаружим интересные, хоть и шуточные ритуалы посвящения в профессиях. И ещё!
Замечено; в тех культурах, где практикуется сложный и многоступенчатый обряд юношеской инициации свадебный обряд довольно просто устроен. И наоборот.
Если свадьба целый спектакль - как в русской традиции, то юношеские инициации упрощены.
Спасибо за внимание!