Разница в лепке между моторной и сенсорной алалии.
Ирина: -Сегодня мы поговорим про лепку для маторной алалии. Для начала обозначим главные различия у сенсориков и маториков в лепке.
Дело в том, что с моториком в изобразительном искустве, неважно лепка это или рисование с апликациями. С детьми можно договариваться. Для них что объём, что плоскость не имеют большого значения. А вот у сенсориков идет чёткое разграничение, у них рисование будет только после лепки. Это связано с их особенностью восприятия мира. Плоское изображение у ребёнка сенсорной алалии развивается чуть позже, чем предметное мышление. Сначала у него должен быть настоящий предмет, потом мы этот предмет можем взять в виде игрушки, далее этот предмет можем слепить и обозначить, что настоящий, игрушечный и слепленный предмет называется, одним словом. Тем самым мы развиваем у ребёнка абстрагирование. И только потом можно будет делать рисование, перенесение объекта на плоскость, что будет означать переход к наглядно образному мышлению. Потому что у сенсориков наглядно образное мышление немножечко под задерживается. Итак, самое главное отличие. С моториками в любом возрасте можно делать любые виды деятельности, и не важно в какой последовательности. С сенсориками начинать нужно с лепки. У нас все ради коррекционной работы, не просто так, но с сенсориками начинаем именно с лепки.
Мария: -Какая технология? С чего мы начинаем?
Ирина: -Нужно подобрать из чего что делать.
Мария: - Подбираем пластилин. Пластилины бывают разной консистенции. Бывает приятный на ощупь, бывает неприятный. Особенно у детей с сенсорной алалией, им чаще всего сложнее подобрать тот пластилин, который им нравится.
Потому что у детей с сенсорной алалией чаще бывает нарушение чувствительности и тактильного восприятия. Но не из-за того, что они аутисты или у них нарушено это, а все только из-за того, что они не понимают обращенную речь. Потому что мы им не можем донести, что это такое и что оно другое. А так они абсолютно такие же здоровые детки, как и моторики, как и все остальные детки. Поэтому подберите пластилин так, чтобы вашему ребенку было приятно его трогать. Есть разные пластилины. Есть пластилины с каким-то запахом или без запаха, какие-то съедобные, какие-то липкие. Есть пластилины, которые ты только начинаешь делать, они застывают. Есть, наоборот, очень твёрдый пластилин, который неудобен нашим деткам.
Как подобрать материал.
Ирина: — Вот самое главное, что пластилин должен быть мягкий. Ребёночек маленький, сила сжатия пальчиков ещё отсутствует. Даже в кулачке он не может порой сжать пластилин. В моём детстве советский пластилин был дубовый. И мы его, извините за подробности, грели на батарее. Вот только тогда он становился вполне себе лепимым.
Мария: -Сейчас, благо, у наших детей замечательное детство, поэтому подберите пластилин, который будет удобен для вас и для вашего ребенка, чтобы и вам было приятно заниматься этим занятием, и ребенку тоже, потому что это, опять же, важная и значимая часть коррекционной работы.
Ирина: -Да, если не срослось с пластилином. Существуют другие материалы: кинетический песок, глина, соленое тесто и т.д.
Мария: -Порой это очень увлекательно.
Ирина:-Вот, особенно сенсорикам, которые не очень понимают, зачем это всё нужно, лепить какую-то лошадку или яблочко. А вот мама, которая лепит печеньки, из теста, и которые она потом выпекает. А потом можно накормить всю семью. Представляете, сколько можно слов там сказать и научить.
Вот для сенсориков можно начать с того, что ребенок будет с мамой, из теста выпекать печеньки. У ребёнка будет осмысленность деятельности, потому что сенсорику мы не можем многие вещи объяснить словами, что это и для чего... А вот он видит, что мама это делает каждый вечер, чтобы покормить нас всех. Эту деятельность он может понять, в чём её смысл, и что он тоже будет это делать.
Мария: -Безусловно, не прям сразу, не с самого начала, когда мы начали заниматься. И ребёнок ещё, в принципе, не понял, где чашка, где миска и тесто, а уже немного позже. Всё, как всегда, соизмеряем с теми этапами коррекционной работы, которые мы проходим.
Ирина: -И так, подобрали пластилин, подбираем дощечку и стек. Потому что иногда дети начинают лепить не с того, что отщипывают кусочки, а с того, что им показали, что это ножиком можно сделать и дальше уже начинается какой-то процесс.
Мария: -Резать тоже интересно. Но вообще, в принципе, мы учим ребёнка для начала отщипывать. Первая деятельность с лепкой.
Мы учим от пластилина отщипнуть какой-то кусочек. В одной руке держим кусок пластилина, другой ручкой учим ребёнка отщипывать. Продемонстрировать самим ребенку как отщипываем кусочек и так он будет учиться. Потом показать, как лепить колбаску.
Ирина: -Ну как она получится, если у ребенка нет силы сжатия пока еще?
Мария: -А мы его этому научим. Сила сжатия очень важна. Можно маме своими руками держать ручки ребенка, и учить его давить, раскатывать и т.д. Представляете, сколько всего в голове в этот момент происходит: он учится давить и раскатывать. В этот момент для моториков мы учимся ещё произносить какие-то слова, а для сенсориков мы учимся понимать какие-то слова. И, представляете, всё мы это делаем руками. Мозг думает про то, с какой силой нужно нажать, какое движение и действие мы совершаем. И при этом всём ещё у нас происходят важные и нужные для нас речевые процессы. Вот это и есть то самое главное и ценное зерно, которое мы берём из лепки.
Ирина: - Ну если скатали мы эту колбаску, смысл? А дальше из нее получается червяк. Если ее немножечко загнуть, «-ползи, ползи» у нас червяки классно ползут. А если длинную колбаску скрутить спиралькой, получится улитка. То же самое, проговариваем: «-ползи». Опять же, либо это ребенок говорит, либо мы ему говорим. В зависимости от того, сенсорная или моторная алалия.
Мария: -Замечательно, научились с одним червяком, столько разных речевых слов или слов для понимания мы смогли увидеть и услышать. Поэтому лепка — это настолько прекрасная деятельность в том плане, что порой не нужно что-то изобретать, оно само собой выходит. Итак, когда мы научились катать колбаски, потом мы учимся катать шарики, сравнивать их по размеру. Что у нас получилось: длиннее или короче, большой или маленький. Можно учиться считать в лепке. И самое главное, смотрите какие этапы коррекционной работы вы проходите, какие цели вы преследуете здесь и сегодня, когда вы лепите.
Ирина: - Далее мама может слепить яблоко, садим этого червяка на листик и проговариваем все действия «-червяк ползи-ползи, червяк ням-ням, и т.д.». То есть здесь уже можно с моторным алаликом фразовую речь формировать.
Мария: - А когда ребёнок научится предлоги совмещать с лепкой «-Червяк где? На яблоке, под яблоком, под деревом, под грибом и так далее». Процесс еще более увлекательный получается. Для сенсориков самое простое, что мы начинаем лепить, это вот ту же самую колбаску. Но мы из колбаски делаем с детьми дорожку. Например, мы скатали такую колбаску. Мы говорим: «- кати, кати, кати, получилось! Теперь клади на стол, положили, а теперь дави, дави ладошкой или пальчиками, дави, дави, дави. Смотри, получилась дорожка». Взяли фигурку домашнего животного, коровки или собачки, у кого есть ножки. «А теперь посмотри, он будет идти, иди, иди, иди». И прям по пластилину ножками наше животное идет, «Смотри, там следы остались». И у ребенка, что нам важно для нашего сенсорика, чтобы он увидел причину и последствие действий. «Вот коровка шла-шла-шла, остались следы. Вот они здесь». Самое интересное, что потом дети сами догадываются до того, чтобы перевернуть дорожку, потому что с обратной стороны нет следов, и снова по ней походить. В этот момент родители обычно сидят и говорят: «-Он в конце концов такой умный. Посмотрите, он же всё понимает».
Ирина- А еще веселее бывает. Потом ребенок обнаруживает, что после него остаются следы. Как после коровки на пластилине, так и у него от мокрых ножек после душа, остаются мокрые следы на полу.
Мария: -И, соответственно, ребенок делает перенос. Это развитие мышления. Поэтому лепка – это очень увлекательное, интересное и полезное задание в нашей коррекционной работе. Опять же, оговоримся о том, что мы не отделяем лепку, как просто что-то отдельное. Это состав всей коррекционной работы в целом и относится к упражнениям для самостоятельной работы родителей.
Ирина: -Я всегда родителям говорю, что у нас не урок рисования, у нас не урок лепки. Я не художник, мы учимся говорить. Поэтому, что мы там лепим, не всегда важно. Как мы лепим, тем более не важно. Главное, чтобы это служило целям коррекционной работы.
Мария: -Но, тем не менее, основные азы мы соблюдаем и лепим по обычным технологиям, как с любым другим обычным ребенком. Представляете, какие у нас потом развитые дети.
Для чего используется лепка?
Ирина: - Так, еще один очень важный элемент, для чего используется лепка. Что для моториков, что для сенсориков, просто в разное время на разных этапах. Ребенок должен понять, что объект, предмет состоит из разных деталек, а для этого мы начинаем лепить. Например, тех же самых моих любимых кошек или всеми любимых лошадок. Мама помогает, разделяет на нужное количество кусочков пластилин или говорит ребенку что делать, в зависимости от того, что он понимает и что он может. Нам нужно посчитать: голова, туловище, четыре ноги, хвост и два маленьких ушка. И вот ребенок сидит, пытается сосчитать необходимое количество, сколько нужно отщипнуть пластилина. И вместе вылепливают детали для будущего животного. И тогда ребенок понимает, что пластиковая лошадка и та лошадка которую мы видели на ферме с большими желтыми зубами, и та которую слепил я- это все одно и тоже. И что у лошади тоже есть ноги, уши, хвост. А дальше уже можем рисовать.
Мария: -Всё это пространственное мышление и восприятие, которое необходимо для наших детей.
Ирина:-Зрительная апрактоагнозия. Изредка бывает такое, что ребенок не может понять, не может у себя в голове создать образ видимого предмета. Это очень сложно определить у детей, особенно у сенсориков, неговорящих. Но если выяснилось со временем, что у ребенка сложности с этим, поможет лепка. Есть ещё один элемент аппликации, но это уже на плоскости. Поэтому лепите, учитесь заранее. Возможно, даже это профилактически сработает.
Мария: -Вы даже просто обойдёте этот момент, если сразу ребёнку дадите лепить из пластилина. Важный момент, который хочется отметить здесь. Не давайте ребёнку сверх силы что-то вылепить, чтобы не отбить у него желание лепить.
Лепите то, что ему просто, то, что ему понятно.
Ирина: -Ёжик, чашка, тарелка и т.д.
Мария: -Чашки, да. Туда даже водичку можно налить, и ребёнок поймёт, что это вот та самая чашка, из которой пьем чай.
Ирина: - И так варианты почему ребенку не понравилась лепка: 1) не понравился пластилин на ощупь; 2) Слишком сложное задание дали слепить ребенку;
Родители крупно ошибаются, когда первый раз ребенку дали пластилин, мама что-то старалась, лепила. А он взял и скомкал. И она такая, «-ему, наверное, не нравится лепить». Нет, ему как раз понравилось.
На самом деле, особенно сенсорики, они первые постигают материал. Что они могут понять о пластилине? Это саму материальность, что это сжимаемо, что оно было одной формы, стало другой. Небольшая история. Девочка была очень маленькая, там двух лет ещё не было. Сенсорная алалия. Никак не могли от нее ничего добиться, даже на имя не отзывалась. Лепка. Честно скажу, я на тот момент не особо понимала, что я сказала, но мама восприняла это как инструкцию к действию, и она стала ей лепить. Лепила мама. И лепила она, кстати, из теста. Боже, это были такие роскошные работы, это был лес, это были настоящие деревья, там ходили какие-то олени. А наша девочка первые недели сминала в руках. И мама лепила заново. Спустя месяц малышка попыталась начать лепить сама, и у неё появилось понимание, где олень или дерево. У неё началось не с её бытового словаря, а именно с того, что мама лепила совершенно фантастические зверюшки. А потом они однажды даже их запекли.
Мария: -Поэтому не нужно расстраиваться, если у вас не получилось 1, 2, 3, 4 занятия.
И это опять же не предел. Это процесс, к которым вы придете не сразу, возможно, вылепите червячка. Возможно, на первом занятии с малышом вы научитесь только отщипывать этот пластилин. А если сенсорики, мы, бывает, вначале вообще учимся трогать пластилин пальчиком. Каждое занятие что-то делаем и подсовываем ребенку пластилин, чтобы он научился его трогать. А потом он лежит рядом, и ребенок уже, в принципе, не против его пощупать. Разные бывают ситуации, поэтому не нужно думать, что уже на первом занятии, сразу слепите целый лес с оленями.
Ирина: -Так не бывает.
Чему учится ребенок с моторной или сенсорной алалией при лепке.
Мария: -В процессе лепки для моториков мы понимаем, что нам нужно произносить всё поэтапно, нам нужно говорить. Начинаем со звукоподражания, потом слова первого концентра, все эти первые глаголы, фраза и далее по вашему речевому плану, по которому вы идёте. Для сенсориков это понимание. Мы учимся понимать какие-то вещи.
Ирина: - Глагольный словарь. Всевозможные: «катай», «дави», «жми», «оторви».
Мария: -Обычно с них мы и начинаем.
Ирина: -Я немножечко с другого начинаю. С момента соотнесения и понимания у сенсориков, что вот это игрушечная лошадка с этой слепленной лошадкой одинаковые. Что детали от животного прикрепляются на нужном месте, чтобы ноги были под лошадкой, а не на голове.
Мария: -Обязательно ребенок должен понимать, что мы делаем. То есть мы не просто сенсориком что-то вылепляем, а нам важно, чтобы он понимал. Точно так же есть коррекционная программа, есть план работы. Согласно плану работы мы лепим то, что нам подходит здесь и сегодня. Для того, чтобы это принесло эффект и результат, а не просто мы сели с ребенком разработать мелкую моторику. К сожалению, нам нужно очень активно заниматься с ребёнком, если мы хотим успеть всё сделать вовремя, правильно и грамотно. У нас просто нет времени на то, чтобы растягивать. Отдать ребёнка на кружок для лепки, если мама не захотела лепить, это просто потеря времени. И как раз-таки то, о чём мы постоянно говорим, что нужно очень много заниматься с ребёнком.
Итог. Для чего нужна лепка
Ирина: — Это не только повторять по картинкам, по карточкам. Сейчас очень много родителей покупают всяческих картинок. Во-первых, дети моторики их ненавидят. Сенсорики картинки просто вызубривают. Речь не понимается, проблем масса. Нужно сделать так, чтобы ребенок эту речь применял везде, в любой форме деятельности. Что в общей моторике, что в рисовании, что в лепке, что в купании. Поэтому лепка – это всего лишь прием, чтобы ребенку формировать речь.
Мария: - Итак, подведём итог, для чего же нам всё-таки нужна лепка. Лепка, это важное занятие ребёнка, которое развивает мелкую моторику ребёнка, творческое восприятие ребёнка, пространственное мышление, понятие о цвете, форме, величине и количестве предмета. Да, и в целом я бы сказала, что просто влияет благотворно на всю нервную систему ребёнка в целом.