Найти тему

Мистический Питер, залитый кровавыми реками. "Красные цепи", Константин Образцов.

Оглавление

“Красные цепи” Константина Образцова - книга, которую я бы никогда не взял в руки, если бы не совет человека, к которому захотелось прислушаться. Фактически меня заставили ее прочитать. И это отличный пример того, что не бывает плохих или хороших книг, однако бывают книги плохо написанные. “Красные цепи” написаны хорошо. Это пример того, что сюжет в литературе вообще не важен, он мне тут особо не понравился (хотя он хорош), но сама книга понравилась очень даже.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Язык.

Красивый, складный или просто самобытный язык - то, что в первую очередь цепляет в любой книге. Начиная читать, ты ведь не знаешь сюжет, но с первых страниц можешь понять, хорошо или плохо пишет автор.

Образцов - фамилия говорящая, учитывая род деятельности выбранный Константином. Писать в классическом стиле мужик умеет и “Красные цепи” действительно образец хорошего построения текста.

Критерии оценки хорошо/плохо для меня очень простые. Внимание к деталям, способность через слова передать в первую очередь чувства и создать образы. Высшим пилотажем является передача цвета (мало назвать листик зеленым, чтобы ты детально представил его в голове), звука (“громкая музыка” - не достаточно для воспроизведения в голове шума), или запаха. С чувствами у Константина так себе, если честно, но вот в остальном он хорош. Я покажу как это работает у Образцова на примере всего лишь одного предложения:

“Душный спертый воздух пах сырой штукатуркой.”

Понимаете? Чувствуете? Большинство современных писателей ограничились бы “душным спертым воздухом”, но это не дает почувствовать запах. И вот вам, “сырая штукатурка”. Вы сразу ощущаете запах, который в общем то словами передать не просто. К слову, через много страниц, “душный и спертый” приобретет дополнение в виде “тяжелого смрада мертвой плоти”. Звучит еще красивее, но не так понятно и тем не менее, оборот и попытка передать каждую детальку места в котором находятся герои есть. Такие обороты встречаются в тексте не один и не два раза, они там на каждой из 570 страниц, напечатанных мелким шрифтом (Эксмо, зачем так мелко?). Объем произведения вообще не маленький, а в напряжении, внутри истории, текст держит постоянно.

Короче, книга написана прекрасно.

Сюжет.

Ну да, без описания сюжета большинству сложно воспринимать отзывы, поэтому пару слов о нем.

Источник изображения pinterest.com
Источник изображения pinterest.com

“Красные цепи” - смесь триллера и детектива (даже не знаю чего тут больше). Детектив в нуарном стиле, с огромным количеством экшена. К слову, экшн я терпеть не могу, но тут его реально в меру.

И разумеется мистика. Мистика - тут основной фон. Поиски философского камня, Оборотни, Некромант, Ведьма-суккуб и местная смесь Бэтмена с Сорвиголовой. Или Майор Гром, что-то типо того. Или знаете, такой Брат на максималках. Запутанная цепочка (к чему и отсылает название), интрига, все есть, все как надо.

"Иногда единственное чудо, к которому человек может прикоснуться за всю свою жизнь, это именно смерть"

Личность антагониста я раскрыл, прочитав где-то треть книги, но скорее всего мне просто повезло, что догадка оказалась верной, там все не так очевидно, тем более помимо основной линии поиска злодея, в романе есть еще немало сюжетных твистов.

Добротный, твердый сюжет, финал совсем чутка сдал, но вот прям чутка. Общий фон это не испортило, да и чувств героям немного добавили, их вот не хватало.

Персонажи.

Герои романа в целом проработаны классно.

Местный Бэтмен сначала вызывает вопросы, как и его местная Бэтгерл, но постепенно автор добавляет детали, раскрывает историю, все становится логично и понятно. Не хватает героям эмоций. Мужику они здесь не нужны, это его образ. Нам показывают сложную, печальную судьбу, объясняющую отсутствие эмоций, но все таки драматизма чуток не хватило.

С основным женским образом все лучше, Алина получилась живая и настоящая.

Антагонист шикарный. На самом деле, их в книге целая компашка и все они хороши, от шестерок, до главного злодея, который остается в тени до самой кульминации.

Источник изображения pinterest.com
Источник изображения pinterest.com

Второстепенные герои тоже отлично прописаны. Есть тут, например местный Рэймонд Реддингтон из сериала “Черный список”, в лице загадочного Кардинала, который стал моим любимым персонажем в романе.

Останавливаясь на героях и их взаимодействии, мне в некоторых местах не хватило жизни в диалогах. Так, сцена в которой местный Супермен снаряжает свою неподготовленную Лоис Лэйн в первое боевое задание (зачем вообще?) - выглядит максимально странно и построена она в основном на диалоге, от которого у меня возник испанский стыд. Но это мое субъективное представление и к чести автора, таких моментов в книге не много.

Атмосфера.

Как я и сказал, атмосфера тут шикарная. Она своеобразная, но главное, что ее чувствуешь (благодаря хорошо написанному тексту).

Источник изображения pinterest.com
Источник изображения pinterest.com

Образцов превратил Питер в настоящий Готэм. Нуаром пропитана каждая строчка, а строчки тут смазаны колоритом бандитских девяностых, как в фильме Брат, который я уже упомянул, ну или Бригада/Бумер, что-то такое. И самое главное - приправлено это блюдо из слов мистическим фольклором.

Намешано в книге очень много всего, но черт возьми, склеено весьма гладко и сочетается гармонично.

Для пущей убедительности, Образцов не просто ссылается на работы древних алхимиков, ученых из Аненербе или оккультную программу Союза, писатель создает свою легенду и вплетает ее в сюжет. Основная линия чередуется со старинными хрониками в виде дневников доблестного рыцаря-защитника принцессы. Таинственные мистерии прошлого медленно всплывают в настоящем. Хорошая, качественная фантастика, чем-то напомнило Дозоры Лукьяненко, хотя у Образцова как-то все более складно. Да и сама конструкция книги - многоэтажная, что очень круто.

А еще стиль. Повествование чередуется и ведется то от первого, то от третьего лица. Заканчивая главу от лица мужчины, следующую автор начинает “внахлест”, рассказывая взгляд на события со стороны женщины. Реализовано классно, добавляет динамики и не дает оторваться от книги.

Возвращаясь к атмосфере, в книге огромное количество по хорошему кинематографичных сцен. Местами было чувство, словно читает графический роман “Город грехов”. Жуткая и мерзкая расчелененка подростков (всего разок, не пугайтесь сильно); классная передача атмосферы баров, с романтикой которых я знаком не понаслышке. В целом, у Образцова большой упор на детали.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Сцена убийства, с использованием ножа Танто (как на фото) - пожалуй, моя любимая в книге, редко встречаю чтобы настолько точно и пронзительно прописывали последние секунды жизни жертвы.

Что-то умное.

Какой-то глубины тут нет. Мораль, притча - это все не про “Красные цепи”. Перед нами плотно проработанный мистический детектив. Развлекалово, но хорошее.

Какие-то смыслы мелькают еле-еле и это хорошо. Они есть, но не перегружают историю. Чуток размышлений о жизни и смерти, чуток вопросов морального выбора, небольшая иллюстрация того, что не в деньгах счастье.

Из интересного хочу отметить то, как Константин убедительно погружает в свой мир. Мотив “Наука недалека от магии” тут в точности как у моего любимого Юнгера!

Мне, кажется, если Образцов в таком же стиле и также твердо напишет фантастику про теорию заговора о плоской земле, то ряды ее сторонников точно пополнятся новыми сумасшедшими.

Итого.

Крутая книга от современного отечественного автора. О потраченном времени я не пожалел. Объективно, сюжет хорош, субъективно - мне слишком просто, но шикарно написанный текст это нивелировал, оставив после себя положительные эмоции.

_______________

Мой Телеграм.