15.1. Ошибочно утверждать, что самобытие происходит из причин и условий. Самобытие, возникшее от причин и условий, было бы сотворенным.
Тут надо определиться, что такое самобытие? Самобытие — это независимое существование. Независимое от чего? Независимое от иного. Но, видимо, зависимое от себя. Самозависимое и самообусловленное и будет самобытием. Возможно ли такое самобытие? Здесь надо заметить, что если что-то самообусловлено, тождественно себе, то оно не будет полностью не иным себе. Тождество и обусловленность предполагают двойственность. А двойственность предполагает не «то же самое», т. е. инаковость. Поэтому абсолютное самобытие, абсолютно «то же самое» невозможно. Но ничто не мешает быть относительному самобытию. Что-то может в большей степени быть обусловленным собой, а в меньшей — иным. В таком случае в нем будет больше самобытия и меньше инобытия. Чем больше в чем-либо самобытия, тем оно будет более свободно, независимо, постоянно.
Итак, невозможно, чтоб абсолютное самобытие возникло из причин и условий, было бы сотворенным. Но ничто не мешает возникнуть относительному самобытю. Возникает то, что имеет возможность возникнуть. Из камня не возникнет росток, в камне нет возможности ростка. Но он есть в семени. Росток существует в семени в возможности. Когда он возникает, он возникает из семени и заложенной в нем своей возможности.
Таким образом, относительное самобытие и возникает, и существует в силу себя и иного. Невозможно возникать из себя и иного и быть благодаря им, если рассматривать себя и иное безотносительно, приписав им абсолютное самобытие, что и делает Нагарджуна. Он тем самым приближает нас к пониманию реальности? Нет, совсем наоборот.
15.2. Более того, что это за самобытие, которое именуется сотворенным? Ведь самобытие – это то, что не сотворено и не зависимо от чего-то другого.
Абсолютное самобытие не сотворено и не зависимо от чего-то другого.
15.3. Если отсутствует самобытие, откуда появится инобытие? Ведь самобытие инобытия называется инобытием.
Неоткуда возникнуть инобытию при абсолютном самобытии.
15.4. Как может быть существующее без самобытия или инобытия? Ибо существующее устанавливается, если есть самобытие и инобытие.
Совершенно верно! Всё существует и устанавливается благодаря относительному самобытию и относительному инобытию. Что мешает этому быть? Только безусловная логика нагарджунизма, в которой противоречия оказываются неспособными сосуществовать.
15.5. Если существующее не установлено, то несуществующее также не установлено. Люди называют несуществующим измененное существующее.
Т.к. абсолютное самобытие и абсолютное инобытие невозможны, то откуда взяться просто бытию? А если нет бытия, то откуда взяться небытию?
15.6. Те, кто видят самобытие и инобытие, существующее и несуществующее, не видят сути учения Будды.
Если кто-то видит абсолютные самобытие и инобытие, существующее и несуществующее, то, безусловно, он имеет искажённый взгляд на реальность.
15.7. В «Наставлениях Катьяяне» Бхагаван, познавший существующее и несуществующее, отверг оба воззрения: «это есть» и «это не есть».
Нет безотносительного бытия и нет безотносительного небытия.
15.8. Если у существования была бы самосущая природа, не возникло бы несуществования. Ведь у самосущей природы не может быть никаких изменений.
Относительное существование, имеющее относительное самобытие, не исключает относительное несуществование. Относительному самобытию не чуждо иное, а значит и изменение.
15.9. Если самосущая природа не существует, у чего будет изменение? Если самосущая природа существует, у чего будет изменение?
Да, если все абсолютизировать, то потом приходится задавать такие вопросы.
15.10. «Это существует» – воззрение о постоянстве, «это не существует» – воззрение об уничтожении. Поэтому мудрый не привязывается ни к существованию, ни к несуществованию.
Видимо, привязанность возникает, если рассматривать существование и несуществование как абсолютно самосущие. А если их рассматривать как нечто относительное? Что будет тогда с привязанностью? Станет ли она от этого меньше? Или чтоб освободиться от привязанности, нам надо убедить себя, что всё невозможно и устремиться к некой неопределённости, в которой мы будем уже неспособны что-либо различать. Тогда точно привязываться будет не к чему.
15.11. «То, что есть благодаря самобытию, не прекращает существования» – это воззрение о постоянстве. «Теперь нет того, что было прежде» приводит к воззрению об уничтожении.
Чем больше самобытия, тем больше тождества и постоянства. Чем меньше, тем больше инаковости и изменчивости.