Как утверждают некоторые историки, изначально орел, изображенный на гербе Российской Федерации, был не двух-, а трехглавым. И означало это то, что Россия, как государство, сформировалось на основе таких трех государств (татарских), как Казанского, Сибирского и Астраханского ханств. Границы сегодняшних Тюменской и Астраханской областей, конечно же, не соответствуют границам, на которых располагались эти государства тысячу и более лет назад. Однако, в количественном соотношении татары в данных регионах и поныне занимают вторую и третью строчки, соответственно.
Так, численность татар Тюменской области на сегодняшний день только по официальным данным составляет более 350 тысяч человек (при общей численности населения Тюменской области в 1 млн. 340 тысяч человек). Исконные сёла сибирских татар расположены преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменсокм, Уватском, Ялуторовском и Ярковских районах Тюменской области. Однако, если в Вагайском районе каждый второй житель татарин (здесь численность татарского населения составляет почти 50 процентов), то в Исетском районе татарская деревня всего лишь одна, и проживает в ней всего пятьсот человек.
Каждая деревня имеет здесь свою особенность и историю. Так, если деревня Верхний Ингал (Югары Егәнле) является единственной татарской деревней во всем Исетском районе Тюменской области, в Атъяле находится первая мечеть, построенная после распада СССР, то в деревне Татарский Сингуль (Сәел) расположил свою резиденцию губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Причем, удивлению, как оказалось, здесь места нет – Владимир Владимирович родом из татарского города Нефтекамск Республики Башкортостан, и в татарах, как говорится, знает толк.
Впрочем, смотрите сами.
ТАТАРСКИЙ АНКЛАВ - ЕДИНСТВЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ ВО ВСЕМ РАЙОНЕ
Верхний Ингал (Югары Егәнле) - единственная татарская деревня во всем Исетском районе.
В годы перестройки деревню спасли пуховые платки - женщины вязали шали на продажу.
Своей мечети в Верхнем Ингале пока нет (она строится и уже почти достроена), поэтому прочитать декции об исламе для молодежи приезжает имам из города Ялуторовск Раиль хазрат Махмутов. Несмотря на расстояние в несколько сот километров, стабильно один раз в неделю Раиль хазрат приезжает из своего города для того, чтобы пообщаться с жителями данного села. Лекции проходят в местном клубе. Данная лекция была посвящена ценности месяца Рамазан.
Дом татарского бая Юсуфа. Строили его мастера из Турции. Пока в нем ничего нет, местные жители хотят организовать здесь музей, но с этим возникают определенные сложности, т.к. у дома есть собственник.
Второй дом Юсуф-бая. Он жилой.
Деревня в ожидании праздника. На местный Сабантуй ожидают гостей из Казани, что для жителей данной деревни само по себе является большим событием.
Местные детишки готовятся к Сабантую.
Находки, найденные на первом месте поселения татар этого села.
Герой Советского Союза Булат Янтимиров. Его именем названа центральная улица села.
Раньше улицы деревни Верхний Ингал имели другие названия, такие как Каймак, Кытай урам, Үтинә, Пәтер урам, Олы урам и Бас урам.
В 19-20 веках в деревне проживали и представители других национальностей. О чем зафиксировано на этом стенде. Среди них - несколько крымских татар, один черкес, несколько русских, один молдаван, ханты, узбек, казах, башкир, удмурт, туркмен и... два казанских татарина.
Татарский дом можно узнать среди многих израсцовыми ставнями. Татары издревле украшали не только свой дом...
...но и двор.
Заброшенные дома в деревне есть, но их не много. В целом, численность села держится на уровне пятиста человек на протяжении последних лет.
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ГУБЕРНАТОР
Татарский Сингуль - Сәел, Ялуторовский район Тюменской области
Татарский Сингуль - деревня, в которой построил свой дом губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
Татарский Сингуль
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев построил себе дом в Татарских Сингулях. По словам жителей деревни, он бывает здесь довольно часто. Дорога, ведущая к резиденции губернатора.
Резиденция губернатора расположилась не где-нибудь, а в татарской деревне.
Улица имени Мусы Джалиля.
Татарский Сингуль.
Татарский дом.
Мечеть села Татарский Сингуль.
Жители села сохранили татарский язык. Вход в мечеть.
Данное село расположено на берегу озера Сингуль. Название озера произошло от татарского слова "Сәел" - красивое, прекрасное. Площадь озера составляет 40 квадратных километров!
Здесь же, в этой деревне прошел турнир по футболу и волейболу среди татарской молодежи Тюменской области.
Татарская молодежь за здоровый образ жизни!
Татарский Сингуль.
Татарские хозяйки даже в условиях холодного севера умудряются вырастить вот такие кусты роз.
Татарский дом можно узнать издалека.
В Бога здесь верят.
Татарская школа деревни Татарский Сингуль. Пока эти дети бегают еще в стенах родной школы, но и это учебное заведение не обошло такое понятие, как оптимзация. С нового учебного года дети из татарского села будут вынуждены ездить в соседнее русское село и продолжать свое образование там.
Свадебный наряд сибирской татарки. Экспонат музея деревни Татарский Сингуль.
Когда-то жители деревни Татарский Сингуль сами делали кирпичи. Сегодня формы для кирпича хранятся в местном музее.
ТАТАРЫ ВРЕМЯ ДАРОМ НЕ ТЕРЯЛИ - ПОКА РАЗВАЛИВАЛСЯ СССР, СТРОИЛИ МЕЧЕТЬ!
Атъял, Ялуторовский район Тюменской области
Татарские луга близ деревни Атъял.
Мечеть татарской деревни Атъял является одной из первых мечетей, построенных на территории современной России в период возрождения Ислама. Построена в 1990 году.
Аксакалы деревни собрались на намаз.
Мечеть деревни Атъял. Является одной из первых мечетей, построенных на территории современной России в период возрождения Ислама. Построена в 1990 году.
Одно из захоронений 360 проповедников, приглашенных Кучум ханом из Средней Азии в Сибирь для того, чтобы распространять среди местных жителей Ислам. Здесь их называют "астана". Местные жители очень бережно относятся к данным захоронениям, ухаживают за ними. Астана шейха Аляфа - сына султана Баязида.
Примечательно, что из всех сибирских народов, ислам приняли лишь татары.
Захоронение (астана) шейха Аляфа - сына султана Баязида.
Местные жители рассказывают, что несколько лет назад недалеко от данного захоронения начали рыть карьер. После того, как карьер стал приближаться на опасное расстояние от могилы, местные старцы обратились к подрядчикам с просьбой остановить работы. На что те лишь махнули рукой. Через несколько дней на месте, где велись работы, одновременно по разным причинам погибли сразу четыре рабочих. После этого рытье карьера было приостановлено.
Захоронение (астана) шейха Аляфа - сына султана Баязида.
Захоронение (астана) шейха Аляфа - сына султана Баязида.
Захоронение шейха Аляфа - сына султана Баязида.
Еще одно из захоронений 360 проповедников, приглашенных Кучум ханом из Средней Азии в Сибирь для того, чтобы распространять среди местных жителей Ислам. Здесь их называют "астана". Местные жители очень бережно относятся к данным захоронениям, ухаживают за ними. Астана шейха Дауда.
Астана шейха Дауда.
Гульназ Бадретдин,
август 2012 года
Исламский портал