Описание особенностей такого вида депрессии позволит читателю, во-первых, понять, что у одного и того же диагноза может быть совершенно разная психогенная природа и свои особенности работы с каждым индивидуальным случаем, во-вторых, оно позволит читателю понять и узнать, возможно, свои затруднения, и поможет обратится за помощью. Также, как и анаклитическая депрессия, этот вид депрессии имеет травматические корни и вызван отсутствием завершённой сепарации, либо нарушением привязанности.
Сепарационная депрессия — это эмоциональное состояние, связанное с глубоким чувством утраты, грусти или тревоги, возникающее в ответ на разлуку с важным человеком, местом или объектом привязанности. Это состояние может проявляться в разное время жизни человека, но чаще всего оно связано с детским возрастом, когда ребенок испытывает сильную привязанность к родителям или опекунам.
Сепарация от родителей – самый распространённый камень преткновения на пути взросления. Способность обеспечить себе независимость является важным компонентом сепарации. Людей, прошедших сепарацию, отличает умение осознавать себя, собственную идентичность, свои потребности, своё место в жизни и способность сказать об этом вслух.
Подробнее узнать о процессе сепарации вы сможете, прочитав ранее опубликованную мной статью «Три кита взросления». Процесс сепарации в психологии» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/separation_process/
Сепарационная депрессия формируется из сепарационной тревоги, которая в свою очередь связана со страхом, что отношения с кем-то значимым для человека окажутся под угрозой или могут прерваться из-за потери эмоциональной связи (потери его любви) или вследствие утраты, потери этого человека (уход, отъезд, смерть).
Эмоционально сепарационная тревога проявляется в чувствах одиночества, ощущении брошенности, грусти, злости, фрустрации или отчаяния. Степень тревоги может быть различной – от слабой печали и беспокойства до сильных эмоциональных реакций.
Тревога может проявляться в виде психосоматических (телесных) проявлений, в виде нарушения функций организма (нарушения пищеварения, дыхания, ощущение кома в горле и т.п.) и в виде психосоматических расстройств. При длительном неразрешённом состоянии психосоматические проявления усугубляются и человек становится постоянным посетителем поликлиник или больниц, постоянно проходит обследования, требуя у врачей назначения всё более глубоких медицинских исследований, порой в поисках несуществующей болезни. Крайней степенью такой тревоги может стать соматоформное расстройство – такое психогенное нарушение, при котором предъявляются жалобы на работу внутренних органов, но патологические нарушения в них отсутствуют.
Люди испытывающие подобную тревогу часто не могут определить, сформулировать её причину, чувствуют себя дезориентированными, не могут полноценно радоваться жизни.
Люди с таким расстройством демонстрируют симптомы апатии, сниженной самооценки, нарушения сна, аппетита и стремятся к социальной изоляции. Они как будто бы находятся на низком «заряде батареи», им свойственна астения и невозможность найти хоть какие-то ресурсы для движения по жизни.
Переживание одиночества как невыносимого чувства, известно многим взрослым людям и ему находят самые страшные сравнения и метафоры: падение в бездну, невыносимая космическое пустота, высасывающее и изматывающее чувство, режущее как нож по живому, ощущение отделённости неконтакта совсем миром.
Человек таким метафорами описывают переживания ранней потери, ранней травматической сепарации.
По какому бы поводу она не случилась и какой бы характер она не имела – психологический или реальной потери – вследствие её непереживаемости младенческом и раннем детском возрасте она всегда приводит к сепарационной депрессии.
Депрессия, происходящвя из ранней сепарации (анаклитическая депрессия), тяжело поддаётся лечению из-за своей довербальности, остроты и сложности переживаний, кроющихся за ней.
Человек с такого рода депрессией имеет серьёзные маниакальные защиты от неё (уход в деятельность, получение впечатлений, удовольствий, зависимости) и фактически не знает спокойного существования вне депрессии и защит от неё.
Согласно когнитивно-бихевиоральной модели депрессии Аарона Бека, она возникает как следствие негативных схем познания, при которых Образ «Я», прошлой жизненный опыт и будущее воспринимается через «чёрные очки».
Когнитивные схемы формируются под влиянием родительских интроектов в раннем детстве и вызывают депрессию при невозможности справиться с трудной ситуацией, стрессом, травматической сепарацией и другое [1].
Для диагностики терапии такой депрессии используется поиск соответствия симптомов с Когнитивной Триадой Аарона Бека, включающей:
- Негативное отношение к себе с самообвинениями,
- Негативную интерпретацию жизненного опыта с переоценкой прошлого,
- Пессимистический взгляд на будущее [1].
Для более глубокого понимания такого диагноза как депрессия приглашаю вас почитать раннее опубликованную мной статью «Депрессия: лечить или не лечить?» – вот ссылка:
https://www.b17.ru/article/depressiya_lechit_ne_lechit/
Также, вы можете пройти тест на диагностику депрессивного состояния – вот ссылка:
https://forms.gle/MYCKmEhCKpeBeBuHA
Результат можно получить у меня (для этого в качестве NIK NAME оставьте ещё и контактный номер удобного для вас канала связи и/или напишите мне в личном сообщении, что ждёте результат. Я с вами свяжусь – это бесплатно.
Также вам может быть интересна моя статья «Повышенная тревожность, как новая норма нашей реальности» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/trevognost_kak_norma/
Также вам может быть интересна моя статья: «Депрессия – это подавленная агрессия» –вот ссылка: https://www.b17.ru/article/result_of_psychotrauma/
«Анакликтическая депрессия. Без тебя мне не выжить» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/anaclitic_depression/
Основные характеристики сепарационной депрессии:
Эмоциональная реакция на разлуку, когда человек, особенно ребенок, разлучается с тем, к кому он испытывает сильную привязанность (родитель, близкий друг, партнер), у него может возникнуть глубокая грусть, тревога, беспокойство, чувство одиночества и безысходности,
Тревога разлуки, которая проявляется в сильном страхе перед возможной разлукой или потерей значимого объекта привязанности. Это может вызывать панические атаки, ночные кошмары, физические симптомы (например, тошноту, расстройства работы ЖКТ или головные боли),
Нарушение повседневного функционирования, например, регрессия в поведении – у детей сепарационная депрессия может сопровождаться регрессией в поведении, когда ребенок начинает вести себя так, как он вел себя в более раннем возрасте (например, сосание пальца, ночные кошмары, отказ ходить в школу).
Сепарационная депрессия может существенно нарушать нормальное функционирование человека, влияя на его способность учиться, работать, общаться с другими людьми и вести обычную жизнь.
Причины сепарационной депрессии:
- Разлука с родителями – у детей сепарационная депрессия часто возникает в ответ на разлуку с родителями, например, при поступлении в детский сад или школу, когда ребенок впервые остается без родителей на длительное время,
- Потеря близкого человека – смерть, развод или переезд могут вызвать сепарационную депрессию у любого возраста, особенно если разлука является неожиданной или травматической.
- Изменения в окружающей среде – переезд в другой город, смена школы или даже потеря любимого домашнего животного могут вызвать сепарационную депрессию, особенно если человек сильно привязан к своему окружению,
- История травмирующих разлук – люди, которые в детстве пережили травмирующие разлуки или потери, могут быть более уязвимы к развитию сепарационной депрессии во взрослом возрасте.
Симптомы сепарационной депрессии:
- Постоянная грусть и печаль – чувство глубокого уныния и безнадежности, особенно в связи с разлукой,
- Тревожность и беспокойство – часто проявляется в виде чрезмерной тревоги о благополучии человека, с которым произошла разлука, или о том, что они могут не вернуться,
- Избегание разлуки – стремление избегать ситуаций, связанных с возможной разлукой, например, отказ идти в школу или на работу,
- Физические симптомы, такие как головные боли, тошнота, боль в животе, которые усиливаются в ситуациях разлуки,
- Нарушения сна – проблемы с засыпанием или частые ночные пробуждения из-за тревожных мыслей.
Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском и взрослом возрасте
Внесено в справочники МКБ-10 (F93.0) и МКБ-11 (6B05) как Сепарационное тревожное расстройство и должно включать по меньшей мере 3 признака из числа перечисленных в этой классификации, также есть критерии продолжительности и ограничения по возрасту [2,3].
Что касается взрослых людей, переживших такие проблемы и не получивших адекватную психологическую поддержку в детстве, то они продолжают испытывать дискомфорт, связанный с разлукой или отдалением любимых объектов.
Многие взрослые с этим типом тревоги сообщают, что они всегда немного тревожились, когда сталкивались с разлукой со своими близкими, в детстве испытывали трудности с посещением школы и часто беспокоились о благополучии своей семьи, когда были в разлуке. Они могут описывать себя как физиологически и эмоционально чувствительных. Наконец, по мере взросления они замечают, что их трудности и страхи, как правило, росли, а не уменьшались, переносясь от родителей или членов семьи к романтическим партнерам или соседям.
Тревожное расстройство разлуки может существенно мешать или ограничивать повседневную жизнь взрослого человека различными способами. Посещаемость и производительность труда могут снизиться или не начаться, поскольку взрослый чувствует себя неспособным справиться с этим бременем вдали от любимого человека, который становится его «надежным убежищем». Тревожная личность может изолироваться от сверстников и коллег, боясь участвовать в повседневной социальной деятельности, если она требует времени вдали от любимого человека. Кроме того, у него/нее могут возникнуть трудности в романтических отношениях, либо он/она вообще не сможет встречаться, либо будет чрезмерно зависеть от романтического партнера или останется в отношениях долгое время после того, как поймет, что они больше несовместимы. В итоге, это может привести к упущенным возможностям для построения карьеры. Взрослые с тревожным расстройством разлуки могут казаться подавленными, замкнутыми и апатичными, и это понятно, учитывая постоянное беспокойство, с которым им приходится сталкиваться [4].
Лечение и поддержка
Часто эта тревога бессознательна, поэтому рекомендуется психоаналитический метод работы по преодолению этого состояния – такой метод даст возможность определить и заново прожить некоторые фрустрирующие моменты или вытесненные эпизоды биографии, позволит сформировать к этим событиям новое отношение и подготовить клиента к работе с трансформацией поведенческих паттернов и иррациональных интроектов.
Для работы с негативными мыслями, поведенческими паттернами, связанными с разлукой, могут быть применены методы когнитивно-бихевиорального подхода или КПТ, а также семейная психотерапия поможет укрепить семейные отношения и научить членов семьи лучше поддерживать друг друга в трудные моменты.
В случае, если разлука только предстоит, есть смысл подготовиться к этому событию заранее. Заранее обсудить с психологом возможные проблемы, разработать стратегию, предусматривающую наименьший вред для психоэмоционального состояния клиента, настроить отношения с противоположной стороной так, чтобы нивелировать ущерб. Если есть возможность, можно смоделировать постепенное знакомство с ситуацией разлуки, например, короткие периоды расставания, которые постепенно увеличиваются, могут помочь снизить тревогу.
В результате терапии происходит улучшение состояния клиента, отказ от негативных схем мышления, улучшение настроения, снижение уровня душевной боли.
Детская травма привязанности (отвержения и покидания) расщепляет личность клиента на три части:
- Травмированную – внутренний ребёнок («Я-прошлое»),
- Выживающую защищающую ребёнка с помощью психологических защит («Я-настоящее»),
- Здоровую – ресурсы и потенциал («Я- будущее»).
Повседневная терапия включает ресурсирование здоровой части, насыщение дефицита неудовлетворённых потребностей (в безопасности доверия и любви), выживающей части (воронки травмы) и самопринятие, что запускает процесс исцеления травмированной части, подращивание внутреннего ребёнка (воронка исцеления) и приводит к осознанию влияния когнитивных искажений и сепарационной тревоги на возникновение депрессии, отказу от самообвинений, самопринятию и построению планов на будущее [1].
*в некоторых случаях, особенно при тяжелой депрессии или тревоге, могут назначаться антидепрессанты или другие медикаменты для уменьшения симптомов.
Как может помочь психолог?
Сепарационная депрессия — это сложное эмоциональное состояние, которое требует внимательного подхода и поддержки, особенно в детском возрасте. Ранняя диагностика и своевременное вмешательство могут помочь человеку справиться с тревогой и депрессией, вызванной разлукой, и адаптироваться к новым условиям жизни.
Однако, это не только детская проблема. Незавершённые сепарационные процессы психики, непонимание важности и необходимости этого процесса существенно портят качество жизни.
Обращение за консультацией к психологу или, при необходимости, прохождение терапии помогут клиенту осознать суть затруднений, внутри которых он замкнут и, как следствие, поменять, трансформировать себя самого и мир вокруг себя для более комфортной и спокойной жизни без тревоги и депрессии.
Если вы испытываете жизненные затруднения, не стоит оставаться с этим в одиночестве.
Относитесь к себе бережно.
Работаю онлайн. Можно обратиться с любым вопросом бесплатно в ЛС, при ссылке на b17 индивидуальная ознакомительная сессия бесплатно.
Также вам может быть интересна моя статья ««Три кита взросления». Процесс сепарации в психологии» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/separation_process/
И статья «Привязанность – что это такое? Типы привязанности и контрзависимость» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/theory_attachment_bowlby/
Эта статья создана мной в продолжение цикла статей о психотравме, Которые я приглашаю вас почитать, пройдя по ссылкам, приведённым ниже:
«Кое-что о психотравмах. Признаки психотравм» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/psicho_trauma/
«Как формируется детская психотравма. Дефицитарная травма» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/trauma_deficit/
«Законы травмы и «яйцо травмы» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/eggof_trauma/
«Воронка травмы» и дезадаптивные стратегии совладающего поведения» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/trauma_coping/
«Аннигиляционная травма. Медленное уничтожение себя» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/annihilation_trauma/
«Нарциссическая травма - прекрасные и уязвимые люди» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/narcissistic_injury/
«Трансгенерационная травма или немножко о «контрабанде» травмы» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/transgeneration_trauma/
«Посттравматический сценарий – быть или не быть» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/posttrauma_script/
В этой статье я обращалась к источникам уважаемых мной коллег и справочнику МКБ, данные о которых я, с благодарностью, привожу ниже:
- Доклад Дмитриевой Н.В. «Сепарационная депрессия. Особенности многоуровневой диагностики и терапии» в рамках образовательного проекта центра психологического обучения «Метафора» в марте 2022 года
- Справочник МКБ-10
- Справочник МКБ-11
- Статья «Тревога разлуки у взрослых. Статья на сайте канадского общества по психологической поддержке. Separation Anxiety in Adults. // URL: https://www.anxietycanada.com/disorders/separation-anxiety-in-adults/
Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием автора.
Автор: Евгения Александровна Тихонова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru