Великий французский композитор Камиль Сен-Санс (1835-1921) - фигура эпохальная. В детстве и ранней юности его современниками были Берлиоз, Россини, Лист, Вагнер, а на закате жизни - Дебюсси, Равель, Шёнберг, Прокофьев.
Когда он начинал свою музыкальную карьеру (в качестве пианиста-вундеркинда!), фотография делала первые шаги, и ранних фото Сен-Санса просто нет в природе. А в конце его жизни появилась и звукозапись, и кино, так что мы можем увидеть, как выглядел пожилой композитор, как он играл на фортепиано и как дирижировал (в имеющемся в сети ролике 1914 года звуковой ряд совмещен с видео, но это разные записи, хотя обе аутентичны - там и там Сен-Санс).
Как музыкант, Сен-Санс был универсален. Пианист, профессиональный органист, дирижер, композитор. Писал во всех жанрах. Оперы, оратории, симфонии, симфонические поэмы, концерты, фортепианные пьесы, романсы... Список сочинений Сен-Санса огромен, ибо жизнь была долгой, работал он неустанно, хотя не всё получалось одинаково гениально.
Некоторые произведения Сен-Санса знакомы, наверное, всем людям на Земле, ибо используются для сопровождения фильмов, клипов, балетных номеров и прочих развлекательных жанров.
"Карнавал животных", который Сен-Санс не хотел ни публиковать, ни исполнять открыто, ибо задумывал как шутку для узкого круга друзей, растаскан на цитаты. И существует немало удачных опытов соединения концертного исполнения с визуальным рядом.
Вот, например, очень симпатичная версия, снятая в Чили в 2020 году в малюсеньком провинциальном городе силами студенческого ансамбля.
Сен-Санс и астрономия
Помимо музыки, Сен-Санс интересовался и астрономией. В подростковом возрасте его привели в Парижскую обсерваторию и дали посмотреть в телескоп на Луну. Это произвело на мальчика сильное впечатление.
Вдобавок в Париже тогда работали знаменитые астрономы: Лаланд, Лагранж, Араго, Леверье (а потом и Фламмарион). Трудно было совсем не интересоваться научными новостями; наука в 19 веке вообще была в моде - народы верили в прогресс и блестящее будущее человечества.
Настольной книгой Сен-Санса стала "Популярная астрономия" Франсуа Араго (1786-1853) в 4 томах.
Араго был не менее харизматической личностью, чем Фламмарион, а биография у него вообще была феерическая (тут не место ее описывать, нужен отдельный очерк).
В основу книги, изданной посмертно в 1854 году, были положены лекции, которые Араго на протяжении многих лет читал для любителей астрономии. Затем последовал ряд переизданий и переводов на другие языки .
Астрономия к середине 19 века стала модным увлечением парижан. По желанию публики, доступные для всех за скромную плату телескопы были установлены в местах массовых гуляний: на Вандомской площади, Площади Согласия, Понт Нёф.
23-летний Сен-Санс тоже туда наведывался. Но, видимо, ему надоела толкучка и всякая суета, и он решил обзавестись собственным телескопом. Чтобы добыть денег, он сочинил шесть дуэтов для фортепиано и фисгармонии (тоже модный тогда инструмент!) и продал их издателю. Гонорара хватило на телескоп, с помощью которого Сер-Санс с удовольствием наблюдал недавно открытую комету Донати, изучал звезды и звездную пыль.
Когда родственницы упрекали Сен-Санса за то, что он тратит время на бесполезное наблюдение за небом, он отвечал им: "Вы куда больше времени проводите за вышиванием!". Астрономию же он считал "прекраснейшей из наук".
Сен-Санс и Фламмарион
Во время своих многочисленных путешествий Сен-Санс не только выступал с концертами, но и не упускал возможности изучать небо в других странах, особенно там, где оно не засвечивалось городскими огнями (например, в Египте). Он обратил внимание на то, что небесные тела кажутся более крупными, когда находятся низко над горизонтом. Сен-Санс написал эссе на эту тему и послал его ведущему французскому астроному второй половины 19 века - Камилю Фламмариону.
А Фламмарион взял да опубликовал эссе Сен-Санса со своими комментариями в научном журнале: "Бюллетене Астрономического общества Франции". Эффектны "увеличения" размеров небесных тел Фламмарион объяснил линзирующим эффектом атмосферы.
Музыкант и астроном стали друзьями, ведь Фламмарион, со своей стороны, обладал художественной и поэтической натурой и не был чужд искусству.
Сен-Санс страстно защищал Фламмариона от упреков в профанации науки - не всем нравилась его жажда нести астрономию в широкие массы. Если астрономия стала популярной - чем это плохо для ее развития? Напротив, чем больше людей интересуется астрономией, тем щедрее она финансируется, а значит, тем успешнее развивается в чисто академическом направлении. Некоторые статьи Сен-Санса публиковались в журнале, посвященном популярной астрономии (Revue d’astronomie populaire).
Хотя Сен-Санса никак нельзя причислить даже к практикующим астрономам-любителям, он стал членом Французского астрономического общества, и, вероятно, это ему льстило.
А в коллективной монографии о Сен-Сансе, изданной в 2012 году в США, опубликована стать Лео Хузо: "Вдохновленный небесами? Сен-Санс, астроном-любитель" (Inspired by the skies? Saint-Saëns, amateur astronomer” by Léo Houziaux // Camille Saint-Saëns and his world. Princeton: Princeton University Press, 2012, pp. 12–17).
Добраться до самой книги и искомой статьи мне не удалось, в открытом доступе ее нет, разыскивать по библиотекам недосуг. А обложка в сети есть. Красивая.
Музыка и небо
Казалось бы, при таком интересе к астрономии у Сен-Санса должны были бы появиться сочинения, связанные с этой темой. Но их нет!
В текстах и сюжетах его произведений мы встречаем античную мифологию, религиозные темы, экзотику и даже представителей животного мира.
Но ни звезд, ни комет, ни планет, ни гармонии сфер - ничего такого.
Разве что притянуть сюда салонный романс "Утренняя звезда"?..
Может быть, надо искать среди не самых известных сочинений в малых формах?
Поискала. И нашла нечто совсем неожиданное, хотя и не астрономическое.
На склоне лет Сен-Санс создал два хора в честь... авиаторов.
Хор для мужских голосов без сопровождения ор. 134 "К авиаторам" на слова Жана Боннеро ,был создан в 1911 году и доступен в виде нот на сайте Библиотеки Петруччи (ismlp).
"Горожане, пробудитесь от вечного сна, прервите рабское молчание, взгляните на небо!"
Вокального исполнения я не нашла, но нашла переложение для четырех тромбонов. Тоже славно.
Второй хор, "Покорителям воздуха" ор. 164, был написан в 1921 году.
Тут, к счастью, нашелся ролик даже с переводом текста на русский язык.
Сказать, что я удивилась своим находкам, было бы слишком слабо.
Для меня Сен-Санс - композитор и человек из поколения Чайковского и Римского-Корсакова. Допустим, Чайковский умер слишком рано, да и Римский, скончавшийся в 1908 году, был далеко не старым человеком (64 года! А почему? Курил всю жизнь как паровоз. Не делайте так!). Если бы они оба дожили до 1921 года, можем ли мы представить себе, чтобы кто-то из них написал хоры в честь авиаторов?..
Римский-Корсаков, правда, был совсем не чужд идеям технического прогресса. В его квартире на Загородном проспекте в Петербурге был установлен телефон (!), а описывая желаемый облик Царевны-Лебедь в "Сказке о царе Салтане", он советовал певице Надежде Забеле-Врубель иметь на голове "аккумулятор" (да, именно так и написал), чтобы фраза "Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит") сопровождалась бы световыми эффектами. Но всё-таки от авиации Николай Андреевич был далек, хотя в России она при нем уже начала развиваться.
Франция - другое дело. Это родина аэростатов, которые продолжали использоваться в 19 веке, и к ним прибавились планеры, дирижабли и ранние модели самолетов. А в конце 19 века французские изобретатели и авиаторы уже испытывали воздушные машины, которые до сих пор удивляют изяществом форм и смелостью конструктивных решений.
Естественно, в 20 веке развитие техники здесь шло резко по нарастающей.
Так что присутствие авиационной темы в творчестве Сен-Санса не столь удивительно, как это может показаться поначалу.
--
Я не франкофон, хотя по-французски тоже нагло читаю (зная парочку романских языков, понять другие уже нетрудно). Во Франции бывать не доводилось, да и особо туда не тянуло. Но, поскольку в моей космоопере "Хранительница" человечество, с одной стороны, интернационально, а с другой, языковые и культурные традиции продолжают сохраняться, без присутствия французов было не обойтись. Один из персонажей космооперы - Альфред (Альф) Жиро, космолингвист, переквалифицировавшийся в историка. Имя Альфред я ему дала потому, что, как мне кажется, оно подходит к блондину (Альф - почти альбинос, настолько светлый). А вот фамилию, признаюсь, я заимствовала у Луи Жиро, барона де Тремона - французского офицера-музыканта, который в 1809 году во время наполеоновской оккупации Вены имел дерзость явиться к Бетховену, чтобы с ним познакомиться, и, вопреки ожиданиям, вовсе не был спущен пинками с лестницы. Жиро звал Бетховена с собою в Париж, и тот почти соблазнился, но... так и не поехал. Симпатичный был человек этот Жиро, вот я и дала его фамилию моему герою. Таков очередной секрет "Хранительницы", показывающий, сколь причудливым образом музыковедение переплетается с фантастикой, а история - с вымыслом.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса".