Алексей Платонов из 30 лет предпринимательского стажа 10 лет управляет бизнесом вне операционки. Первые две его компании потерпели крах. Но этот опыт позволил создать ещё один бизнес, который сегодня развивается в трёх регионах. Речь о сети сотовой связи «Изюм», в которую входят 180 салонов связи, работающих автономно 7 лет. Годовой оборот компании превышает 2 млрд рублей, а в управлении находятся 700+ сотрудников.
Как владельцу удалось выйти из операционного управления, почему собственнику компании важно не погрязнуть в операционке и какую роль играет энергетический уровень и вдохновение предпринимателя – обо всём этом Алексей Платонов рассказал специально для «Бизнес Бизнесу».
Как потерять бизнес, но не потерять себя
В бизнесе я довольно давно. Начал свой предпринимательский путь ещё в 1990-е годы во времена студенчества. Первое дело запустил вместе с семьёй, когда родители уволились с завода. Это был продуктовый магазин. Дальше перешёл на мелкий опт. А в конце 1990-х решил запустить пейджинговую компанию. Пока я этим занимался, продуктовый бизнес рухнул. В 1998 году, когда в России начался экономический кризис, я начал развивать свою компанию «Интерантенна-Омск», имея за спиной только кредиты. Сумма моих долгов доходила до 1,5 млн долларов, которые я отдавал в течение трёх лет. В 2000-е годы пейджеры перестали быть актуальными и окончательно ушли с массового рынка. Бизнес стал бесперспективным.
В 2003 году, когда я наконец раздал все долги, мы пошли в новую для нас стезю – салоны связи. Именно тогда появился собственный бренд салонов «Изюм». Тогда я понял, что наша модель бизнеса устарела и нужно было радикально повернуть компанию и вывести её на новый уровень. Мы сделали ребрендинг, который я построил на концепции уникальности, отличительности, харизмы. То, что в обиходе у общества носит слово «изюм», «изюминка». Отсюда и название.
В какой-то момент мы сделали рывок и открылись в нескольких регионах. Сейчас мы представлены в Омске, Москве и Тюмени. И последние 10 лет бизнес развивается практически без моего вмешательства.
Когда собственник начинает выходить из бизнеса, в компании постепенно чахнет энергия. И для того, чтобы была постоянна динамика, непрерывный рост, я периодически включаюсь: провожу стратегическую сессию, где рассказываю о наших будущих перспективах. Таким образом мы выстраиваем новый вектор развития, чтобы быстро выйти на новый уровень, и я мог снова отойти от управления, а команда самостоятельно заниматься делом. По такому принципу я жил долгое время: захожу на короткий срок - вношу какие-то идеи и корректировки - все поняли куда двигаться - выхожу.
За это время я написал 3 книги, получил 3 гражданства, научился сёрфингу, занялся кочингом и наставничеством, развивал другие проекты. Но пока я развивался саморазвитием, бизнес опять «просел». Я вынужден был снова погружаться в процессы и вдохнуть новую жизнь.
Но недавно я открыл для себя новую формулу, которая позволяет сделать бизнес автономным и развивать компанию без таких резких скачков и надрывов. Об этом я расскажу ниже.
Сотрудник, который ближе к клиентам – главный человек в компании
Дойти до оборота в 2 млрд рублей помогла новая концепция «Изюма». Разрабатывая её, я решил, что нам нужно отличаться аксессуарами. Мне пришла идея: почему бы не придумать «одежду» для телефона, которую можно менять каждый день! Ведь люди постоянно переодеваются, обновляют гардероб, ежедневно меняют одежду. И появилась идея создать такой «гардероб» для телефонов. Я ей так загорелся! У меня была разработана целая коллекция: в виде шоколадки, стильная черная и т.д. Я придумал большую маркетинговую кампанию. Оставалось дело за малым – поездка в Китай на производство.
И тут подходит ко мне один из сотрудников и говорит: «Классная идея с креативными чехлами! Но у нас в рознице не хватает черных универсальных чехлов. Пожалуйста, привезите их».
В этот момент на моих глазах рухнула вся моя концепция, где я придумывал 40 дизайнов, отличающихся по времени года, по стилю жизни и т.д. Меня попросили просто чёрный чехол.
Мы всё же реализовали идею, привезли все придуманные мной чехлы. За всё время, пока продавалась моя дизайнерская коллекция, продажи по черным чехлам одержали верх по всем позициям. Они окупили все мои эксперименты и затраты на маркетинг для продвижения «одежды» для телефонов.
Отойти от управления компанией и доверить бизнес команде удалось не сразу. Но мы шли к этому последовательно.
Первый шаг к автономности бизнеса – дать сотрудникам принимать решение
Мне стали звонить поставщики и говорить: есть классная позиция, её надо купить, почему твои сотрудники не понимают и отказываются от денег? В этот момент был такой соблазн влезть в дела компании и начать управлять. Но я сдержался и сказал, что мой сотрудник компетентнее меня и если вы не смогли его убедить, то вероятнее всего он прав и нам этого товара не надо.
С этого момента у моих сотрудников появилась ответственность. Они понимают, что я их поддержу и они имеют право принять какое-то решение. Это очень важно. Потому что во многих компаниях принята культура, когда руководитель принимает решение, а сотрудники исполняют.
В этом случае невозможно никакое делегирование, никакой автономии, потому что кто принимает решение, тот и несёт ответственность.
Как правильно выйти из операционки
С этим вопросом ко мне часто обращаются другие предприниматели. Одна из них – основательница агентства по проведению праздников. Ко мне она пришла уставшая и изнемождённая со словами: мне надоело этим заниматься, надо выйти из операционки. Стали разбираться в чём дело. Оказалось, что она вдохновлялась и напитывалась энергией от того, что сама организовывала праздники: общалась с гостями, надувала шары, водила хороводы. Но со временем, когда бизнес расширился, она отошла от этого и стала менеджером своей компании (регулировала поставки, работала с клиентами и т.д.). Это всё «съедало» её энергию. Она перестала находится в контакте с источником своего вдохновения. Что мы сделали? Наняли гендиректора, который сел на её место в кресле, а она пошла дальше проводить праздники. Спустя время я её встретил уже совсем в другом расположении духа.
Например, я очень заряжаюсь, когда общаюсь с молодыми, дерзкими, интересными предпринимателями, с бизнес-клубами, выступаю на сцене. Это даёт возможность находиться в среде успешных людей, где бурлят новые идеи. Я напитываюсь этим, а потом прихожу в компанию и заряжаю свою команду.
Собственник должен найти ту свою функцию/роль в компании, которая позволит ему получать максимум удовольствия, быть на пределе своих энергетических возможностей. И обязательно регулярно выходить на связь с командой для того, чтобы передать этот импульс в свой бизнес. И тогда в операционку не надо будет возвращаться.
Я не нахожусь в операционке, но постоянно подливаю масла в огонь.
Пять принципов автономности бизнеса
Для себя я вывел основные принципы, без которых нельзя построить бизнес, находясь вне операционного управления.
Компетентность
Каждый сотрудник должен иметь в нужном объёме опыт, знания и навыки, чётко понимать свою роль и зону ответственности. И постоянно занимается совершенствованием процессов в своей области.
Управление по целям, а не по процессам
Когда мы общаемся с предпринимателями, я часто слышу: всё хорошо, результаты отличные, бизнес вырос, но я работаю 24 на 7. И чтобы высвободить время, нанимают ещё трёх человек. Но по итогу получают не свободные часы, а дополнительную нагрузку в виде обучения новых членов команды.
Я по-другому вижу выход из операционки. Есть некие целевые показатели. Мы набираем людей, которые умнее нас, и не мешаем им работать. И каждый из них отвечает за какой-то конкретный показатель. Их право выбирать метод и инструментарий для того, чтобы получить нужный результат.
Если сотрудники не достигают намеченного показателя, то я не выясняю, почему не сработал инструмент. Я спрашиваю: чем тебе помочь, чтобы у тебя этот показатель случился? И здесь два исхода событий: либо человек улучшает результат, либо покидает команду. У нас есть право на ошибку, но один раз.
Доверие
Невозможно уйти из бизнеса, если у тебя есть какие-то сомнения. Если ты понимаешь, что за кем-то нужно подглядывать по камерам, проверять, контролировать рабочие часы. Люди, которые сомневаются и не умеют доверять сотрудникам, скорее всего, никогда не выйдут из операционки.
Ответственность
Сотрудник должен сам определять свои показатели и нести за это ответственность. Он принимает решение, как он будет этой цели достигать. И поскольку тут нет вмешательства со стороны управленца и очевидных внешних воздействий, то и сотрудник не сможет оправдаться внешними факторами.
Постоянное развитие
Это неочевидный принцип, на который многие не обращает внимание. Но компанию ждёт провал, если собственник не занимается собственным развитием. Потому что организация – это множественная модель лидера. Она повторяет те же самые успехи и пороки, которые есть в управленце. Если ты ленишься, опаздываешь, то 100% такая же культура поведения будет и в организации. Нормы задаёт собственник.
Личный опыт: основные шаги выхода из операционки
В процессе выхода из операционного управления компанией я выделил главные элементы в построении автономного бизнеса.
Шаг 1. Цифровизация
Перед тем как выйти из операционки, важно оцифровать бизнес. Для этого мы выделили ключевые показатели. Сначала их было очень много: в среднем 5 показателей на каждого из 10-ти ключевых сотрудников. В течение двух-трёх лет я наблюдал за этими показателями. То, что выполнялось, отмечали зелёным, то что нет – красным. При втором варианте я созваниваюсь с сотрудником и спрашиваю в чём дело. Судя по его ответу, я понимаю его уровень погруженности в тему и насколько он управляет ситуацией. И если я убеждаюсь, что человек в теме, разбирается лучше меня, то успокаивался и ждал зелёного цвета. Постепенно мы пришли к 5 основным показателям, которые я отслеживаю раз в месяц.
Шаг 2. Честность
Прежде всего перед самим собой. Недавно я осознал, что у меня есть иллюзия по поводу того, что моих сотрудников вдохновляют путешествия. Будучи в одной поездке в другой стране, я записал для них видео, где пригласил съездить в путешествие вместе, но для этого нужно добиться определённых показателей. Я рассчитывал, что это замотивирует команду. Но приехав обратно, я столкнулся с равнодушием к этой идее. Оказалось, что потребность сотрудников была совсем другая и у каждого – своя.
Поэтому очень важна честность внутри команды. Чтобы не было недомолвок и недосказанности, которые соберутся в большой шар иллюзий, что всё хорошо. Задавайте себе вопрос: на сколько я честен с собой и с сотрудником?
Шаг 3. Постоянный приток свежих идей
У нас в компании был период, когда я руководителей отделов поменял местами, чтобы был новый взгляд на ситуацию. Важно постоянное совершенствование и фокус на том, как можно сделать лучше.
Ключевые ошибки предпринимателей
Погрязнуть в операционке и забыть про стратегическое развитие бизнеса – одна из самых частых ошибок предпринимателей. Но есть и те, кто решил прийти к тому, чтобы компания работала самостоятельно, но не смогли этого сделать. Вот основные ошибки, которые не позволяют выйти их операционки:
Страх
У многих собственников есть страх: развиваться, что-то отпустить и сделать что-то по-новому.
Незнание своего источника вдохновения
Очень важно знать свои источники энергии. Человек не понимает, что на самом деле вдохновляет его на работу. И в этом случае он делает всё подряд, в том числе и то, что «выжигает». Нужно найти вдохновляющую роль, которая позволит собственнику находится в бизнесе, но тратить минимум своего времени.
Отсутствие правильной коммуникации
Ещё одна ошибка – неумение взаимодействовать с другими людьми, говорить о том, что действительно важно или, к примеру, просить о помощи. Это касается взаимодействия с клиентами, партнёрами и сотрудниками. К примеру, перед выходом из операционки нужно научиться правильно давать обратную связь и создавать поддерживающие взаимоотношения в команде.
Не налажена система в компании
Перед тем, как выйти из операционки, нужно понимать каким образом она устроена. Иногда бывает так, что бизнес-процессы ещё даже не отлажены, а собственник уже хочет отстраниться от бизнеса. Чтобы выйти из операционки, надо сначала в неё войти.
Статья подготовлена по итогам прямого эфира Telegram-канала Бизнес Бизнесу