А что же сами учителя? Многим происходящее не нравится. В 2023 году, объявленном указом Путина «Годом педагога и наставника», уволились 193 500 учителей, или 14% от 1,347 млн школьных преподавателей (это без руководителей и вспомогательного персонала).
Перед прочтением, подпишитесь, пожалуйста, на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент
93% — по собственному желанию. Чаще всего уходили учителя начальных классов, русского языка, биологии (преподающие теорию Дарвина, запретить которую сейчас требует представители РПЦ Московского патриархата и Чечни), математики.
низкая зарплата и рост нагрузки,
административный прессинг,
нежелание работать по новым школьным программам,
опасение доносов со стороны учеников, родителей и коллег.
По данным правозащитного, с начала СВО известно как минимум о 106 административных и 23 уголовных делах в отношении преподавателей. И тем не менее большинство учителей в школе остались. «По всей видимости, им происходящее нравится», — предполагает Чернышов.
На недовольство учителей Кремль ответил типично:
во-первых, денег не дал (на образование расходы федерального бюджета в 2025 году почти не изменятся — 1,54 трлн рублей),
во-вторых, попытался административно поднять их статус.
С декабря 2023 года закон об образовании отдельно закрепил право учителей на уважение их человеческого достоинства, а в 2024 году правительство по поручению Путина разрабатывает положение о наказании за дискредитацию учителей — по аналогии с наказанием за дискредитацию армии. Видимо, его примут — и найдется немало тех, кому такой госмандат на достоинство придется по душе.
Кто и зачем нужен
В Кремле довольно быстро поняли, что высокие технологии отлично уживаются с авторитарными практиками контроля и преследования, имитации свободного волеизъявления и наказания нелояльных.
В итоге у правительства и Кремля сформировалось, похоже, окончательно, каким они видят среднее образование.
Проект трехлетнего федерального бюджета на 2025–2027 годы, одобренный правительством, показывает, что Кремль ставит на военную экономику.
В сумме армия и силовики в 2025 году «съедят» 40% федерального бюджета, или 16,7 трлн рублей, что больше всех социальных расходов.
Соответственно средняя школа:
- снова рассматривается государством главным образом как ресурс рабочих рук;
- основная сфера их применения — предприятия, так или иначе работающие в орбите военно-промышленного комплекса;
- эти ресурсы нужны быстро и, возможно, надолго.
Кремль думает, как выпускать школьников с нужными профессиями на рынок труда пораньше, и Владимира Мединского или Дмитрия Пескова можно понять так, что сокращение обучения в школе — пока только идея. Но такой проект с 2022 года реализуется в колледжах, он называется «Профессионалитет».
В колледжах — преемниках ПТУ школьников с 9 или 11 класса обучают 389 профессиям и специальностям. Это в основном квалифицированные рабочие и служащие предприятий.
Многие профессии можно освоить менее чем за два года, если поступить после девятого класса. А «Профессионалитет» позволяет сократить длительный срок обучения почти вдвое: было четыре года обучения, например, — станет два.
Проект исходит из идеи, что в колледже есть нужные предметы, позволяющие выйти на рынок труда, и есть ненужные предметы — русский, математика, история, естествознание, ужасается Чернышов: для правительства это чушь какая-то, которая для рынка труда, как там его себе представляют, не нужна. Поэтому все ненужное можно убрать и за счет этого сократить срок обучения. И выпустить профессионального монтажера или слесаря.
На подходе у правительства и другая считающейся суперинновационной идея — готовить подростков под конкретные рабочие места (например, оператор дронов), выступая этаким администратором-посредником между рынком труда и системой среднего образования.
Чтобы понять, кого готовить, правительство, по собственным данным, опросило 84 000 предприятий, где заняты 12 млн человек. Соответствующий нацпроект «Кадры» планируется запустить в 2025 году.
Чем заняться
Хорошее образование не уберегает от прихода авторитарных лидеров и не предотвращает чудовищных преступлений, как показала мировая история. И тем более, если это образование выносит за скобки фундаментальные вопросы политического, экономического устройства страны и оснований власти ее лидеров.
Для российских руководителей это очень удобно: пришел ребенок в колледж в 15 лет — два года отучился и в 18 лет знает, кем и где будет работать. И можно не строить рыночный капитализм (все равно получается автомат Калашникова), а создать параллельную экономику с цифровым Госпланом.
Государству от этого хорошо — оно знает, как и чем загружать производство. Но для школьников такой подход очень вреден, потому как не стоит путать обучение и образование.
Среднее образование, как и высшее, все же не только для профессии и рынка труда, но и для благополучия человека. А с несформированным мировоззрением и узким кругозором сложно самостоятельно делать выводы, планировать свою жизнь, в конце, концов.
Идея, что юношество должно учиться не годами, а месяцами, близка многим автократам и диктаторам.
Сталин, например, тоже считал, что образование должно быть быстрым, практическим и направленным на подготовку людей к выполнению задач, стоящих перед страной. Говорит про это и Мао.
Это российскому военно-политическому руководству ближе, чем эфемерные рассуждения о гибком образовании для всех в высокотехнологичную эпоху в условиях конкуренции. Себе они, очевидно, отвели роль думателей и решателей за остальных
Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Тайна семьи: 6 странных смертей за 14 лет вынудили брата и сестру провести собственное расследование
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц