Эмоциональный интеллект (EQ) – суперпопулярная тема в бизнес-среде последние 5 лет. И по мере того, как наращиваются знания и изучаются феномены, растёт количество мифов и легенд, связанных с человеческими эмоциями. Уж больно эти душевные проявления неосязаемы и загадочны!
Развеем топ-10 мифов про эмоции и чувства, расставим понятия по местам. Поехали!
МИФ 1. Эмоциональный интеллект = эмоциональность.
Эмоциональный интеллект в первую очередь – это осознание и управление эмоциями, и уже потом – то, как они выражаются. Основа эмоционального интеллекта - умение выбрать действия, наилучшим образом подходящие к ситуации. В некоторых ситуациях это могут быть действия, при которых важно проявить эмоции, чтобы достичь своей цели, а в некоторых будет важно «держать лицо» и демонстрировать спокойствие.
МИФ 2. Если у вас нет врождённого эмоционального интеллекта, вам ничего не поможет
Эмоциональный интеллект - это способность осознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Действительно, каждый приходит в этот мир с разным исходным уровнем способностей, однако абсолютно все могут эти способности развивать. Эмоциональному интеллекту нужно учиться! И хоть очень многие схемы работы эмоциональной сферы закладываются в детстве, они почти полностью поддаются переучиванию.
МИФ 3. Эмоциональный интеллект больше развит у женщин, чем у мужчин
Уровень EQ мало зависит от пола или возраста. Он развивается через самосознание и социальное осознание независимо, какого пола человек. А вот на проявление эмоции и выбор способа для управления ими часто и существенно влияет культура и социальные стереотипы («мальчики не плачут», «все девчонки – нытики» и т.д.). Не существует ни одной группы, которая имела бы естественное преимущество перед другими.
МИФ 4. Эмпатия – самая важная, ведущая составляющая эмоционального интеллекта.
Эмпатия — способность к сопереживанию, она помогает лучше понять чувства других. Она – одна из составляющих EQ, и эти составляющие равноприоритетны. Если представить, что эмпатия развита очень сильна, а остальные составляющие – слабо, люди будут готовы сопереживать, но не будут понимать, что делать с полученными эмоциями дальше. Произойдёт распространение данных эмоций, «заражение» без реального разрешения проблемы. Если добавить сюда ещё и низкую стрессоустойчивость, то развитая эмпатия принесёт только вред своему носителю.
МИФ 5. Эмоции не заразны и не передаются от одного человека к другому
Эмоции распространяются по беспроводной сети зеркальных нейронов, этих крошечных отделов мозга, благодаря которым мы понимаем чужие эмоции и можем им посочувствовать. Эмпатия и другие составляющие EQ существуют именно по той причине, что эмоциями и чувствами можно «заразиться». Вспомните, как быстро веселье сменяется уныние, когда те, кто рядом с вами грустны и унылы, несмотря на то, что у вас лично как таковых причин грусти нет.
МИФ 6. Эмоции – в нашей голове и влияют исключительно на психическое состояние.
Эмоции – это, помимо прочего, это ещё и физиологические реакции, «физика» и «психика» в них неразрывно слиты. Эмоции оказывают влияние на вегетативную нервную систему, которая контролирует базовые функции тела, например, пищеварение, кровообращение, дыхание и сексуальное желание. В русском языке даже есть выражения «кишками чувствую», «нутром чую» и т.д. Разные эмоции вызывают разные соматические (телесные) ощущения. Пронаблюдайте за собой – сами убедитесь.
МИФ 7. Эмоции появляются только при наличии реально существующего раздражителя (событие, воспоминание и т.д.)
В реальности каждый человек может заставить себя испытать ту или иную эмоцию на самом деле. Если долго имитировать, например, отвращение или злость, эти чувства вас охватят по-настоящему. Поэтому, например, актёры, глубоко вживающиеся в роль и эмоции своих персонажей, так тяжело выходят из этого состояния и иногда могут реально заболеть
МИФ 8. Эмоциональный интеллект нужен для манипуляции
Манипуляция — это психологическое воздействие, когда один человек принуждает другого к какому-либо действию при помощи скрытой обманной тактики и получает от этого действия выгоду. Эмоциональный интеллект, напротив, предполагает открытость, понимание друг друга и получение обоюдной выгоды от взаимодействия. Развивая эмоциональный интеллект, вы научитесь выявлять манипуляции, направленные на вас / ваших близких и эффективно противостоять им.
МИФ 9. В бизнесе эмоциональный интеллект не нужен, потому что в делах нет места эмоциям
Ещё как нужен! Д. Канеман и А. Тверски получили Нобелевскую премию за то, что доказали: ни одно решение без эмоций не принимается. Именно эмоции влияют на наши действия, на способность строить причинно-следственные связи, налаживать отношения, управлять коммуникацией, конфликтами. Следовательно, если вам требуются эффективные решения, нужно развивать эмоциональный интеллект и учитывать эмоции, а не блокировать их.
МИФ 10. Эмоционально осознанный лидер должен чувствовать то, что и другие: сострадать и сопереживать всем, неся на своих плечах весь груз эмоций
Такое представление - искажение понятия «эмпатия». Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Эмоционально осознанный лидер видит и понимает эмоции других людей, но не пропускает их через себя и выбирает, в каком случае сопереживать и сострадать нужно, а когда нет. Если лидер взвалит на свои плечи весь эмоциональный груз коллег, он перестанет быть беспристрастным и не сможет выносить обоснованные суждения.
Мы в Новом Управлении разработали игру-тренажер "Управляй Эмоциями", которая может прокачать эмоциональный интеллект у сотрудников в компании. Этот навык пригодится любому сотруднику от рядового менеджера до топового руководителя, в основе всех компетенций эмоциональный интеллект: продажи, управление, восприятие критики, коммуникации и т.д.