Найти тему
Йошкин Дом

Её класс (ч.1)

Предисловие

Когда-то давно, почти в самом начале ведения блога, у меня на канале появилось несколько публикаций-заметок, в которых я рассказывала о детях одного из своих классов – класса коррекции.
Потом, когда пыталась вытащить канал из бана, несколько раз порывалась их удалить, потому что эти материалы всё равно не показывали.
А ещё чуть позже мне попалась на глаза рекомендация платформы проводить рерайтинг собственных старых публикаций. И тогда появилась идея собрать эти заметки в полноценный рассказ. Тем более, что на канале появилось довольно много новых читателей. Вот и хочу осуществить её сейчас, в начале нового учебного года, «по следам», так сказать.
Поэтому не удивляйтесь, если что-то в тексте кому-то из вас, особенно старожилам канала, покажется знакомым. Хотя, это будет всё же новый художественный рассказ, со своими героями и событиями. И, конечно, по правилам авторских рассказов просьба любые совпадения с реальными людьми и обстоятельствами считать случайными.

- Неужели Коля? - Спросила себя саму Алёна Игоревна. Саму себя, потому что спрашивать было больше некого. Сын с семьёй жил в другой стране, да и Колю всё равно помнить не мог, а маленький лохматый пёс Лунтик по понятным причинам не разговаривал. Впрочем, Колю он знать не мог тоже.

С фотографии, размещенной в одной известной социальной сети, смотрел на Алёну Игоревну её бывший ученик. Она ведь сразу узнала его, несмотря на то, что прошло почти двадцать пять лет. Четверть века прошло, если проще, с того момента, как эти дети пришли к ней в первый класс.

Разом нахлынули воспоминания...

* * * * *

- Алёнка, на работу выйдешь? Твоего-то есть с кем оставить?

- Правда, Валентина Ивановна? - Алёна стояла перед завучем, едва не плача. - Место появилось?

С работой было тяжело. Сыну Вадюше едва минуло полтора года, с мужем Алёна развелась, а на дворе стоял конец девяностых. Нет, уже было гораздо легче, чем раньше, но денег всё равно катастрофически не хватало, и она готова была выйти на любую работу, а уж тем более на любимую.

Валентина Ивановна знала Алёну с детства, точнее с того момента, как она после восьмого класса перешла в эту школу. И что Алёнка обожала возиться с малышнёй, знала, и что девчонка обязательно пойдёт в педагогический, и что работать будет потом по специальности, тоже была уверена.

- Я же звонила. - Торопливо говорила Алёна. - Но мне сказали, что вакансий в этом году не будет.

- Да вот, думали, что не будет. - Валентина Ивановна вздохнула. - А как начали, Алёнушка, детей тестировать... - Она махнула рукой. - Считай сама, когда они родились? Правильно. Как раз главная разруха и началась. Разве до их развития родителям было? Думали, как бы накормить. Без работы многие остались, одни пить начали, другие на рынок пошли, семей сколько распалось. Вот и получаем: педагогическая запущенность, слабая подготовка к школе, психологические проблемы. На целый класс коррекции учеников набрали. Пойдёшь на ставку?

- Пойду! - Алёна радостно кивнула и тут же спохватилась. - Валентина Ивановна, а я справлюсь? Здесь, наверное, опытный педагог нужен. А у меня всего один выпуск был.

- Справитесь, Алёна Игоревна. - Отрезала завуч. И совсем другим тоном добавила. - Им, недолюбленным, Алёнушка, любовь твоя нужна, и терпение, а не опыт. А этого у тебя в избытке. Программу я тебе дам. Планы напишешь за оставшееся время. Класс у вас будет на базе нашего садика. Чтобы спокойно учились, чтобы остальные дети в них пальцами не тыкали. Поняла?

- Поняла, Валентина Ивановна.

И Алёна с головой окунулась в подготовку к новому учебному году. Писала планы, рисовала пособия. Вадимка путался под ногами, норовя влезть именно туда, куда лезть не следовало.

- Мам, забери его. - Просила Алёна.

- Вот, родить не успела, а уже забери. - Ворчала мать. - Что же дальше-то будет?

- Просто он краску смажет сейчас. - Оправдывалась Алёна. - Она сырая ещё. Сама же знаешь, как гуашь отстирывается.

- Я всё знаю. И что детям чужим ты внимания будешь уделять больше, чем своему, тоже.

- Мама. - Сердилась Алёна. - Ты же сама говорила, что останешься с Вадюшей, и чтобы я искала работу. Я нашла.

- За копейки?

- Разве это моя вина, что учителям так мало платят? Зато полдня всего и отпуск длинный. Сынок, не трогай это. Иди сюда.

- Знаю я твои полдня. А потом тетрадки, конспекты, картинки эти. Проходили уже. Пойдём, Вадичек. Пусть мать твоя дурью мается. Работа.

Придя первый раз в выделенную под класс группу, Алёна вздохнула с облегчением. Хорошо. Отдельная раздевалка, спальни у них не будет, значит, одна комната под класс, а вторая - столовая и игровая. Там просторно. Хватит места и чтобы подвигаться на перемене, и чтобы праздник провести. Побелка, конечно, не очень свежая. Но это поправимо. Алёна дома белила пылесосом, умеет, и здесь всё освежит.

В один из дней, она застелила пол и столы газетами и принялась за дело. Сначала прошлась по потолку. Сразу запахло мокрым мелом. Хорошо, что стены здесь до середины тоже побеленные. Только побелка розовая. Но цвет - дело наживное. Голь на выдумки хитра. Гуашь только с одежды плохо отмывается, а в воде прекрасно разводится и, как выяснилось, с мелом смешивается тоже.

- Здрасьте!

Алёна выключила пылесос и смущённо спрыгнула с застеленного стола. В дверях стояла нянечка в белом халате и с любопытством разглядывала Алёну.

- Здравствуйте. Я вот кабинет в порядок привожу.

- А чего ж сами? Это ведь вы у нас коррекцию вести будете?

- Я. - Призналась Алёна.

- Молодая какая. Так зачем сами-то? Надо было родителей заставить.

- Ничего. Мне самой проще. А родителей я и не знаю пока. Мне только недавно сказали, что я этот класс вести буду. Поэтому у меня лишь фамилии. Список. И познакомлюсь я с ними только тридцатого числа. Тогда уже всё готово должно быть. Да здесь и чисто у вас. Я только освежить немного. Ну и уберу потом.

- Убрать я вам помогу. Я всё равно на вашей группе, тьфу ты, классе работать буду. Еду приносить и убираться. Нина Петровна меня зовут.

- Алёна. Алёна Игоревна.

- Вот что, Алён. Без ребятишек буду тебя по имени называть и на "ты", а при них, как положено. Хорошо?

- Хорошо. - Согласилась Алёна.

- Ты тогда, как доделаешь, спустись ко мне на первый. Я в третьей группе. А шторы-то где?

- Я домой забрала. Постирать и погладить. - Призналась Алёна.

- Ох, горе. - Вздохнула нянечка. - И здесь сама? Ты, девочка, не надорвись раньше времени, не перегори. Родителей заставляй. Пусть хоть что-то для своих детей делают. Список-то где? Дай погляжу.

Она пробежала глазами по листу.

- Половина наших. - Сообщила Нина Петровна удовлетворённо. - Да уж, всё правильно. Куда их ещё. Я тебе потом расскажу, кто из них, чем дышит. Мы многих здесь с яслей ведём.

- Правда? - Обрадовалась Алёна. - Вот как хорошо.

- Хорошо, хорошо. Ладно, отвлекать тебя больше не буду. Да у меня и у самой дел невпроворот. Хорошо, что хоть летом детей меньше...

* * * * *

Алёна Игоревна вновь посмотрела на фотографию. Коля, Коля, Коляша.

Когда первого сентября они пришли на линейку, их было всего тринадцать. Алёна видела их глаза: живые, озорные, задумчивые, немного испуганные, но не пустые. Тогда в классы коррекции дети частенько попадали ошибочно, порой из-за чрезмерной застенчивости и особенностей характера или элементарно неподготовленные к школе, или педагогически запущенные.

Коля в стареньком, заношенном костюмчике, то и дело приглаживая давно нестриженые лохматые волосы, и поправляя нелепый, слишком большой для него мужской галстук, скромно стоял крайним во втором ряду.

Она уже знала, что Коля живёт в полной семье, но эту жизнь трудно назвать счастливой. Отец мальчика, умный, тихий и интеллигентный человек с длинными светлыми волосами, такой же светлой шелковистой бородкой и глубокими синими глазами, обладал поистине иконописным ликом. Он говорил негромко, вроде бы внимательно слушал слова Алёны, со всем соглашался, обнимал сына за плечи, и при этом выглядел отстранённым даже в момент разговора. Казалось, что он находится где-то совсем не здесь. Так, собственно, и оказалось впоследствии. Но это было лишь половиной беды.

Куда сложнее обстояло дело с матерью мальчика.

- Совершенно ведь нормальная была женщина. - Рассказывала Алёне Нина Петровна, увидев в списке фамилию Коли. - Коляшу к нам в ясельки привела, потому что на работу выходила. И вдруг, бац, и вторая беременность. Мы так и не поняли, хотела она этого ребёнка или нет. Нам говорила, что муж абoрт запретил делать. А после родов у неё вдруг началась послеродовая депрессия, после которой она так в себя и не пришла.

Она яростно тёрла шваброй пол.

- Только я вот что думаю, Алёна Игоревна, что что-то у неё в роду наверняка есть. Ну, какие-то отклонения. Не мог человек разумом поехать после депрессии на ровном месте. Ещё бы Сёма нормальный родился, такой, как Коляша, а то ведь копия мать. И смотрит безумно. А это значит, что в роду её кто-то такой был. Колька-то, он в отца пошёл. Жалко мальчишку. Воспитательница Колина бывшая, говорит, что отца его с другой женщиной видела, нормальной, красивой, ухоженной. Уйдёт мужик к ней, как пить дать, уйдёт.

Алёна заполняла планы и слушала ворчание нянечки. Да, младший брат Коли действительно похож на мать, и тоже не выглядит адекватным. Но сказать, что мальчик совсем ничего не понимает, Алёна не могла, потому что, когда он приходил к ним в класс, то вёл себя хорошо. Она разговаривала с Сёмой, старалась задавать простые вопросы. Мальчик улыбался, глядя на неё бессмысленным блуждающим взглядом.

Мама Коли тоже старалась. Алёна видела это. Женщина обычно говорила громко, почти кричала, чем притягивала к себе взгляды других родителей, которые, впрочем, знали её уже по встречам в детском саду. Но ведь были и те, кто видел Колину мать впервые. Она изо всех сил пыталась говорить потише, и это было ценно для Алёны. И в то же время жалко Колю.

Её ученик говорил тихо, как и его отец, но нерешительно, слегка заикаясь, и очень стеснялся собственной матери. Расцветал, когда за ним приходил папа. С детьми общение у Коли не складывалось. Учился он слабо даже для класса коррекции. Никак не мог освоить искусство чтения, которое давалось ему с огромным трудом, но зато оказался великолепным математиком. Ту задачку, которая часто была никому не по силам, Коля, пусть и читал с трудом, но прочитав, решал практически мгновенно. В эти моменты он преображался и искренне радовался, получая заслуженную похвалу.

Он никогда не влезал в драки и всегда охотно поддерживал Алёнины с ним беседы.

- Алёна Игоревна, а как вы думаете, я смогу стать отличником?

- Сможешь, Коля, конечно сможешь. Надо только тренировать технику чтения и писать аккуратней.

- А правда, что я и Слава лучше всех знаем математику?

- Хвастунишка ты, Коля. А как же Андрей, Нина, Антошка?

- Ну... - Коля кладёт лохматую голову на парту. - Они тоже хорошо. Но мы же лучше?

Алёне всегда было жаль этого способного мальчика, вынужденного жить в такой среде. Она его единственного никогда не ругала за забытые вещи, а молча доставала запасные тетради и ручки, которые покупала сама, понимая, что виновата здесь совсем не Колина безалаберность, а частенько выпадающая из реальности мама и всё портящий брат.

К середине третьего класса Коля перенёс большое потрясение и почти замкнулся в себе, потому что его отец всё-таки ушёл из семьи. Он даже начинал драться, но, оставшись с Алёной наедине, прятал колючки и спрашивал.

- Алёна Игоревна, почему? Из-за мамы, да? Он стыдится нас?

- Не знаю, Коля. - Честно говорила она. - Так бывает. А почему... Может быть, проходит любовь.

- Плохо, что проходит. - С отчаянными слезами в голосе шептал он. - Разве дети виноваты?

А сейчас Коля улыбался с фотографии: такой же светленький, то же спокойное задумчивое лицо, тихая полуулыбка. Только вместо лохматого мальчика в помятом костюмчике на Алёну Игоревну смотрел стройный аккуратный мужчина в отглаженной "тройке". Рядом счастливая семья: его жена, и светленькая, в папу, малышка, по виду около двух лет. Судя по другим фотографиям, её бывший ученик работает водителем и у него всё хорошо.

У Алёны Игоревны от сердца отлегло. Очень уж ей хотелось, чтобы у Коли судьба сложилась иначе, чем у его отца.

Смешной лохматый Лунтик жалобно заскулил.

- Проголодался? - Спохватилась она. - Вот так хозяйка у тебя. Ударилась в воспоминания и совсем забыла о своих прямых обязанностях. Ешь, мой золотой, да пойдём с тобой на прогулку.

Она ещё раз взглянула на Колины голубые глаза и закрыла страницу.

Продолжение следует... часть 2

(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)