Неотъемлемой частью жизни каждого человека являются потери. Это тот процесс, который не удастся избежать никому, потому что в этом есть проявление самой жизни, выражение её непостоянства, динамичности и конечности.
Утрата не только про потерю кого-то значимого
Она тесно связана с сепарацией, возможностью выдерживать одиночество, способностью горевать.
С опытом утраты каждый из нас столкнулся ещё во младенчестве, когда единая система "мать-дитя" перестаёт существовать.
Процесс сепарации очень болезненный, но необходимый этап для развития и становления ребёнка как отдельного. Сепарация дает возможность потерять для того, чтобы обрести потерянное заново, в новом качестве и статусе.
Постепенное увеличение личного пространства ребёнка, способность быть с самим с собою в присутствии/без другого, возможность отдалиться от матери, а затем прийти к ней снова – то, что будет способствовать выстраиванию личности ребёнка, тестированию собственных и чужих границ.
Если эти аспекты соблюдаются, и отделение от материнского объекта происходит достаточно хорошо, то в будущем уже подросший ребёнок будет менее склонен к тому, чтобы испытывать сепарационную тревогу.
Сепарационная тревога выражается беспокойством по причине утраты объекта, который воспринимается не как желанный, а как необходимый, без которого трудно выжить.
В таком случае отпечаток "нужды" будет накладываться на все отношения, а прекращение общения даже на непродолжительное время будет восприниматься как окончательное расставание, а не временное.
Одним из вариантов избежать страха потери и боли – отказ от выстраивания близких и доверительных отношений, бегство от них, что, конечно же, сказывается и на качестве жизни.
В кабинете психолога воспроизводится та среда, которая будет подобна материнской.
Пространство, наполненное поддержкой, дающее опоры, будет побуждать к проработке сырого материала и его интеграции в психику, что приведёт к росту и развитию личности!