Проезжая в сторону города Псков, не мог не посмотреть одну из самых старинных достопримечательностей в городе Остров - Цепной мост через реку Великая. Это единственныеёй на сегодняшний день сохранившийся цепной мост 19 века, который не только не разрушился от времени, но и был капитально отремонтирован в 2020 году.
Точная дата основания города Остров не известна, хотя во многих источниках указан 1341 год. Главной достопримечательностью города и его гордостью является - Цепной мост через реку Великая, единственный цепной транспортный мост середины 19 века, сохранившиеся в России. Движение по нему открыли в ноябре 1853 года в присутствии императора Николая I.
Начальник 1 округа Путей Сообщения полковника Гергарда, который в своём рапорте на имя Главноуправляющего Путями Сообщений графа Клейнмихеля указал: «К сему честь имею присовокупить, что Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мост красив и очень хорош»
Необходимость в строительстве капитального моста через реку Великая появилась в 1830-м году в связи с прокладкой через город трассы Санкт-Петербург - Динабург. До появления мостов, переправа через реку была либо на паромах, либо по временному деревянному мосту, который приходилось постоянно разбирать, а потом возвращать на место, чтобы паводковые воды его не смыли.
Строительство моста велось с 1851 по 1853 годы под руководством автора проекта - М. Я. Краснопольского, хотя проекты постоянного моста предлагались на протяжении 15-ти лет с 1831 по 1846 годы, но не один из них не был реализован и даже рассмотрен. Бюджет строительства мостов составил - 300 000 рублей (по нынешним меркам это примерно 165 млн. рублей).
19 ноября 1853 года мост был торжественно открыт, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий было разработано особое «Положение о движении по цепным Островским через рукава р. Великой мостам». Интересный факт, что два пролета моста абсолютно одинаковые и равны - 93,29 метра.
В 1926 году проезжая часть и деревянные фермы жесткости были заменены металлическими. В 1944г., во время освобождения города от захватчиков, мост был поврежден, но в 1945 году был полностью восстановлен.
Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений -->>
В 2020 году была проведена полная реконструкция моста (стоимость ремонта составила 320 млн рублей), отремонтированы пролётные строения, несущие цепи, опоры, пилоны и анкерные шахты, конуса, а также подходы к Северному и Южному мостам. Помимо этого, было выполнено устройство электроосвещения, по всему периметру металлических конструкций было установлено 360 энергосберегающих светильников с разным светом, которые зажигаются каждый вечер, молниезащиты и переустройство сетей связи. Жители считают их, визитной карточкой города. Все 360 фонарей изготовили, опираясь на исторические документы и фотографии, сами светильники – энергосберегающие, производитель обещал, что прослужат минимум 10 лет.
Сейчас этот мост только пешеходный, движение транспорта по нему запрещено. Хотя при проектировании моста в 19 веке, была учтена возможность столкновения или наезда на цепи, поэтому были построены каменные пьедесталы.
Сохраняйте точку у себя на картах и обязательно потратьте 30 минут, что собственными глазами увидеть единственный оставшийся цепной мост 19 века в России. #путешествиепороссии
Адрес: Псковская область, муниципальное образование Остров, Остров
Подписывайтесь на мой Telegram и будете всегда в курсе новых публикаций и интересных историй.
Последние мои публикации вам тоже могут быть интересны: