"Мы не знаем, делают ли следственные органы хоть что-то"
О том, что Сулейманова, возможно, убита, правозащитникам сообщили люди, которые общались с ее семьей.
Перед прочтением, подпишитесь, пожалуйста, на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент
"Труп они не видели", – уточняет Александра. О самом ходе расследования по делу об убийстве почти ничего не известно.
Как объясняет правозащитница, заявление о возбуждении уголовного дела подала Елена Патяева, но потерпевшей по делу признана мать Сулеймановой. Елена же, даже будучи заявительницей, не имеет доступа к материалам дела, поэтому правозащитники не знают, кто подозреваемый и опрошены ли родственники Седы.
"Нам удается узнавать какие-то крупицы информации, когда следственные органы вызывают на допрос Елену или Стаса. По сути, мы вообще не знаем, делают ли следственные органы хоть что-то. Наверняка есть записи с камер наблюдения в отделе полиции, куда привозили Седу. Есть документы, в которых зафиксировано, кто дежурил в ту ночь. Мы вынуждены говорить о недостаточном желании и недостаточной воле у следственных органов, чтобы установить этих сотрудников", – продолжает собеседница.
Друзья Седы все еще надеются, что она жива и ее можно спасти.
"К сожалению, это хрупкая надежда. Никто не видел ее больше года. Скорее всего, речь идет уже о том, чтобы наказать виновных и предотвратить такие случаи в дальнейшем", – отмечает Мирошникова.
Бежала, опасаясь "убийства чести"
Седа (друзья ее называли Саида) Сулейманова бежала из семьи в Чечне в 2022 году, опасаясь "убийства чести". На тот момент ей было 25 лет. Седа работала в местной кофейне, у нее была социальная жизнь, друзья. Но мама считала, что девушка ведет себя слишком вольно, грозилась обо всем рассказать брату (он был главой семьи) и выдать Седу замуж против ее воли.
Тогда она решилась на побег и обратилась за помощью в кризисную группу "СК SOS". Правозащитники помогли ей выехать из Чечни в Петербург. Сулейманова устроилась на работу, снимала жилье, но через несколько месяцев ее нашел брат. Седа снова обратилась в "СК SOS". Правозащитники советовали ей покинуть Россию, однако она осталась в Петербурге, сменив адрес и работу.
23 августа 2023 года полицейские пришли в квартиру, где жили Сулейманова и Кудрявцев. Как рассказали правозащитники, силовики задержали Сулейманову по подозрению в краже украшений на 150 тысяч рублей и сказали, что доставят ее в Грозный. Ценностей у девушки не нашли, кому они якобы принадлежали, тоже неизвестно. Правозащитники полагают, что дело о краже было сфабриковано.
После того как Сулейманова оказалась на родине, про "кражу" больше не вспоминали. Как уточняют правозащитники, даже если бы Седа действительно была подозреваемой, ее должны были опросить на месте, в Санкт-Петербурге, а не в другом регионе.
"Похитители чувствуют абсолютную безнаказанность"
Как рассказала Александра Мирошникова, после того, как началось полномасштабное вторжение в Украину, количество обращений от женщин к правозащитникам существенно выросло.
"Ужесточились репрессии внутри России. У силовиков появилось гораздо больше возможностей находить таких беглянок и возвращать их родственникам. Если раньше федеральная власть проявляла хоть какой-то интерес к происходящему на Северном Кавказе, могла заступиться за похищенных или хотя бы дать понять, что похищения – это не окей, то теперь Москве все равно, что происходит в республиках. Похитители чувствуют абсолютную безнаказанность, особенно если у них есть связи в правоохранительных органах", – говорит Мирошникова.
С другой стороны, в последние годы выросла и решимость тех, кому помогают правозащитники, констатирует она. Мирошникова напоминает, что людей похищают и возвращают родственникам не только в Чечне.
"Много обращений поступает из Ингушетии. Был период, когда на первое место по числу запросов выходил Дагестан. По Северному Кавказу меньше всего у нас заявок из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Из Северной Осетии тоже не так много, но больше, чем из трех предыдущих регионов. Ну и, конечно, такие проблемы в той или иной мере существуют и в других частях России", – подчеркивает Александра.
Пресс-секретарь кризисной группы говорит, что в России нет законов, прямо запрещающих насильственные браки или принудительное возвращение граждан родственникам. Но такие действия противоречат Конституции и ряду законов, защищающих права человека. В некоторых случаях можно обратиться в правоохранительные органы.
"Если женщина решила написать заявление в полицию, что ее хотят против воли выдать замуж, мы очень советуем сначала обратиться к юристам независимых от властей правозащитных организаций и заручиться их поддержкой. На Северном Кавказе, если у родственников есть связи в МВД, такие обращения могут только навредить", – говорит Мирошникова.
Однако, по ее словам, бежать с Северного Кавказа сейчас все-таки можно. В публичное поле зачастую попадают только те истории, которые закончились неудачно или даже трагично. "Создается иллюзия, что, если ты пытаешься сбежать, тебя обязательно найдут, вернут и убьют, – говорит она. – Таких кейсов немало, но удачных гораздо больше – 90% от общего числа".
Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Тайна семьи: 6 странных смертей за 14 лет вынудили брата и сестру провести собственное расследование
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц