Споры о целесообразности перехода на метан будут идти пока бок о бок будут использоваться бензин (солярка) и природный сжатый газ CNG. Идея перехода на метан сейчас популярна как никогда. Уже есть официальная статистика, согласно которой, за первые три квартала 2024 г количество выпущенных автомобилей на газе выросло на 90%. Мало того, стартовало производство легковых LADA CNG с комбинированной двигательной установкой. Оценочно их количество возросло на 77%. Как бы повторяется опыт Бразилии тридцатилетней давности. Страна в Южной Америке запустила производство битопливных моторов, на бензине и этаноле. У нас этот вариант получается на бензине и сжатом метане.
Но сжатый природный газ CNG в каком-то смысле выгоднее, чем этанол
Он в разы дешевле, и на сегодня это самый главный довод в его пользу. Газ легко сгорает при любой температуре воздуха, совершенно безопасен даже при небольшой утечке. Метан безвреден, нетоксичен, гораздо безопаснее пропан-бутана, при этом легче воздуха, а значит все утечки испаряются в верхние слои атмосферы.
Еще один плюс, о котором мало кто знает, метан – это фактически побочный продукт добычи нефти. Цена на бензин может сильно меняться в зависимости от сезона, внешних обстоятельств и конъюнктуры рынка. Цена метана на газовых заправках стабильно низкая, среднемесячный прирост всего 0,5%. Обычно стоимость кубометра сжатого и очищенного газа (называется CNG-газ) составляет примерно чуть меньше половины ценника на А-95.
Калорийность метана выше, чем у бензина и солярки. Естественно качество и глубина сжигания CNG в двигателе чуть хуже, чем в случае жидкого топлива, но в целом для пробега можно считать, что куб сжатого метана эквивалентен литру бензина.
В Интернете достаточно много разных методик и формул расчета себестоимости пробега на метане. Есть даже пример эксплуатации такси на метане, у которого при пробеге 7,5 тыс. км в месяц, экономия выходит на уровне 20 тыс. руб. Реальные показатели очень сильно зависят от характеристик автомобиля и конструкции мотора. Был ли двигатель изначально сделан на заводе (модифицирован) для работы на метане или это обычная бензиновая версия, дооборудованная под газовое топливо. Например, для Chery Tiggo 4 Pro пробег одного километра на бензине стоит 14,9 руб., на метане – 12,7 руб. Для грузовиков метан еще выгоднее, там экономия получается до 5 руб. на каждый километр транспортной работы.
Конкурировать с метаном могут лишь чистые электрокары
У них цена километра примерно вдвое меньше. Все остальные электрички-гибриды оказываются куда дороже в эксплуатации, чем метановые моторы.
Кстати сейчас существует программа субсидирования владельцев легковых авто, изъявивших желание переоборудовать машину под метан. Величина субсидии для обычного авто, неважно кроссовер или обычный городской седан, составляет около 60-65 тыс. руб. при условии, что снаряженная масса машины не более 1,8 т.
На формах и тематических ресурсах единственным неудобством переоборудования под метан называют лишь необходимость возить баллоны в багажнике. Они или громоздкие или тяжелые. Композитные баллоны стоят дорого и всегда монтируются в багажнике легкового авто или в технологической нише машины. Стальные баллоны можно ставить открытым способом, но они неимоверно тяжелые.
Практически все баллоны для легкого транспорта композитного типа. Количество метана получается небольшое и пробег на CNG обычно составляет 200-300 км. Но куда большей проблемой является ограниченное количество метановых заправок. Это, пожалуй, единственный серьезный фактор, ограничивающий массовый переход на метановое топливо.
Понятно, что все автопроизводители ищут новые способы хранения метана
Так калининградский «Автотор» и компания «Газпром - газомоторные системы» разработали систему хранения метана в баллонах с адсорбентом. И уже даже существует кроссовер, оборудованный такими баллонами-контейнерами.
Теперь пару слов о машинах и двигателях. На первый взгляд нет разницы, покупать машину с битопливным мотором или переоборудовать обычную модель. На самом деле разница есть. Степень сжатия при работе на CNG выше, а горит метан медленнее бензина. Поэтому в идеале мотор на метановом топливе должен быть с чугунным блоком и турбиной, а еще лучше, если и головка будет чугунной как у старых дизелей. Такая схема используется на битопливных моторах тягачей Ивеко и МАН. Пробег у таких машин не меньше, чем у чисто дизельных версий, а стоимость километра на 20% ниже. Правда, у шведов моторы работают не на чисто метановом топливе, а в комбинированном режиме. Форсунки дополнительно впрыскивают совсем небольшую порцию солярки для надежного воспламенения топливовоздушной смеси и дополнительного охлаждения компрессионных колец.
Так что если переоборудовать свой автомобиль под метан, то желательно с дизельным мотором, или бензиновым, но хотя бы с чугунным блоком.
С уважением, Владимир Воробьёв