Высокий столбик колокольни Пощуповского монастыря мы видели еще на фоне панорамы Рязанских лугов, гуляя по Солотче. Но оттуда он едва виднелся на горизонте
Само Пощупово (с ударением на первый слог) – село в Рыбновском районе Рязанской области находится всего-то в 15-и минутах езды от более известного села Константиново – родины поэта Сергея Есенина.
Конечно, Константиново принимает на себя основной туристический поток и, несмотря на расстояние между селами в 13 с небольшим километров, Пощупово немного теряется на фоне именитого соседа. Но, живописные виды окрестностей, древний Иоанно-Богословский монастырь с богатой историей, определенно заслуживают внимания. К тому же световой летний день и небольшое расстояние позволят совместить посещение этих двух объектов в одну поездку. По крайне мере мы с супругой, вдоволь надышавшись Константиновской «страной березового ситца», отправились именно в Пощупово – очередную запланированную точку в рамках недельного автопутешествия по Рязанской области.
Дорога не заняла много времени и ровный асфальт, связывающий села, вывел к небольшой парковке около ворот монастыря. Отсюда колокольня уже не казалась теряющимся на общем фоне столбиком, взметнувшись крестом в нахмуренное тучами августовское небо
Прежде чем начать знакомство с монастырем и погрузиться в историю этого места, добавлю немного информации мирского плана. Наша Константиновская прогулка заняла около шести часов времени, день перевалил за 3 после полудня и, прежде чем принимать пищу духовную, хотелось сначала вкусить пищи вполне материальной. Константиновские кафе и рестораны, с их далеко негуманным ценником, я не рассматривал изначально, остановив свой выбор на Пощуповском общепите. Таковой представлен здесь небольшим кафе возле самого монастыря, для удобства приложу скрины с карт
Кафе небольшое и разнообразием блюд не порадует. Место внутри тоже не рассчитано на огромный туристический поток, но на наш визит в кафе больше никого не было. Интерьер неказист, но достаточно чисто. По стенам висят старые фотографии села, с монастырем, в не лучшие его годы, и односельчанами.
Меню представлено в основном пельменями и варениками собственного производства. Порции вполне хватит утолить голод, да и ценник весьма лоялен к путешествующей братии. Мы заказали фирменные пельмени по Пощуповски и блинчики с чаем на второе – и то и другое хорошего качества. Есть в кафе и пирожки на перекус, а в холодильнике «крафтовые» лимонады, тоже ручной работы. В общем, непритязательным в еде путешественникам кафе порекомендую.
Ну, а от него уже можно отправиться на знакомство с монастырем – главной достопримечательностью села
Иоанно-Богословский монастырь – одна из древнейших Русских обителей. Исторически его становление связывают с концом 12, либо началом 13 веков, когда в эти края пришли греческие монахи-миссионеры, принесшие с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова. По преданию икона была написана в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Этот образ стал главной святыней обители, от него идет и название монастыря.
Существует легенда, как в злой 1237 год чудотворная икона спасла обитель от разграбления Батыевыми ордами. Двигаясь от разоренной Рязани мимо обители Бату-хану на дороге встретился благообразный старик с грозным знамением: «Не смей!». Хан конечно опешил, но следом на дороге появились монахи из обители с иконами в руках. На одной из икон был изображен тот старик, с которым он только что разговаривал. Батый моментом проникся и даровал обители свою золотую печать – охранный знак, указывающий, на ханское расположение.
К 1237 году вернемся немного позже, эта дата еще понадобится. Монастырь же впоследствии подвергался неоднократным набегам и разорениям со стороны крымских татар, но неизменно возрождался. Первоначально все постройки располагались немного южнее, а на нынешнее место перенесены в 16 веке. После Екатерининской реформы о секуляризации монастырь пришел в упадок и его возрождение началось только в 1860 году.
Стараниями купца первой гильдии Давида Ивановича Хлудова обитель будет значительно перестроена
Приобретя загородное имение неподалеку от монастыря младший сын известного Московского купца Хлудова станет главным его благотворителем. На его средства полностью реконструируют летний Иоанно-Богословский собор, главную святыню обители, установят в нем новый иконостас.
Отремонтируют зимний Успенский собор постройки второй половины 19 века
Починят ограду, больше напоминающую крепостную стену, но учитывая воинственное прошлое обители, сие совсем неудивительно
Также на средства Хлудова построят новую колокольню, которая высоким маяком возвысится над возрожденным монастырем
К слову, есть на территории и вторая, малая колокольня, постройки середины 17 века
Ежедневно, в будние дни, звон ее колоколов созывает братию на литургию. Две колокольни в одной обители не мешают друг другу, напротив, их образы смешиваются в причудливую архитектурную гармонию, дополняющую друг друга
И говоря о гармонии, прогуливаясь по территории монастыря она ощущается повсюду. В воздухе словно разлито умиротворение и какая-то неспешность, появляется ощущение, что вся суета осталась там, за воротами с крепкими стенами, а здесь время словно чуть замедляет свой бег. В отличие от Солотчникой женской обители, утопающей в цветах и кипящей жизнью
здесь царит строгость, но вокруг все чисто и опрятно.
Встретившийся во дворе монах вежливо и искренне улыбнулся, чуть склонив голову, не обратив внимания на мои занятия с фотоаппаратом – турист здесь явление не редкое, а вот рука коммерции к счастью не чувствуется.
Возвращаясь к истории возрождения. С именем Давида Ивановича Хлудова связан не только Пощуповский монастырь. Его стараниями заново отделан собор в Егорьевске, где он был городским головой, построен новый храм и в уезде. Сделаны ценные вклады в Ольгов монастырь, он заново отстроил Бобренев монастырь, что в трех километрах от Коломны, и многие другие обители не оставил без своих пожертвований. За благотворительность был награжден орденами св. Анны, св. Владимира и св. Станислава, однако, в силу обстоятельств, умер в нищете в ночь на 3 апреля 1886 года. Что ж, тем не менее имя Хлудова не предано забвению и не одна обитель поминает добрым словом московского купца.
После возрождения Пощуповский монастырь расширяется и число братии в нем превышает 100 человек. Открылась школа для крестьянских детей на 50 человек.
Наверное, процветание монастыря так бы и продолжалось, но грянул 1917 год. В суматохе послереволюционного времени обитель действовала до 1931 года, а после монастырь закрыли. Его насельников, во главе с настоятелем, архимандритом Зосимой арестовали и осудили к ссылке в Казахстан. Там их следы теряются. А из монастыря, тем же временем, бесследно пропадет его главная святыня – образ апостола Иоанна Богослова, местонахождение иконы не установлено до сих пор. Чуть позже в стенах обители расположится детская колония, а затем склады МВД. К моменту возвращения Пощуповского монастыря РПЦ в 1988 году, он будет представлять печальное зрелище.
С этой даты начнется повторное возрождение Пощуповского монастыря. Какое по счету? Наверное, уже не сосчитать, а если брать за начало далекое время набегов крымских татар, то цифра получится внушительной. Но монастырь выстоял и продолжает стоять несмотря на потерю своей главной святыни. Да и дело уже, наверное, не в ней.
Эта история не нова и подобные могут рассказать множество монастырей и храмов по всей стране, но у Пощуповского есть и своя тайна, надежно укрытая под землей. Что ж попробуем взглянуть, какие истории прячет одна из древнейших обителей.
Дорожка огибает монастырь по кругу, ощутимо уходя под уклон.
Остаются за спиной служебные корпуса
и зарастающий чайный пруд.
Тропка грунтовки, плавным изгибом огибая холмы, ведет дальше. На самом горизонте, плавая в дымке летнего марева, перекликается с собратом колокольня Солотчинской женской обители
От монастыря до источника не более полукилометра, но шаг невольно замедляется, а взгляд пропадает в просторе заливных лугов. Ветерок доносит аромат разогретого солнцем полевого разнотравья, разбавленного чуть горьковатым запахом полыни. Покачивают желтыми головками ветки пижмы и блестят купола храмов
И взгляните на интересное старое фото крестного хода к источнику, времен возвращения монастыря РПЦ
А вот фото современное, примерно с этого же ракурса.
Святой источник возле Пощуповского монастыря известен издревле и известен как чудотворный. С 1872 случаи чудесных исцелений стали фиксировать документально. Ведутся такие записи и в наше время. В 1874 г. над источником была построена пятиглавая часовня, до наших дней не дошедшая. На ее месте, уже в наше время, выстроена новая. К ней и выведет дорожка
В дань историческим корням новая часовня также имеет пять глав, крашеных черным цветом, символизирующим монашество
На стене покровитель – Святой Иоанн Богослов
За часовней, белея стенами, виднеется купель
Новое здание, с раздельными «комнатами», построено в 2008 году. Вода в источнике в любое время года не больше 4 градусов и в сети можно найти мнение, что ее температура является самой низкой в России. Спорно конечно, но на ощупь вода бодрит
А собственно напротив часовни, в тени деревьев, под толщей земляного холма и прячется главная тайна Пощуповского монастыря. Из зарослей зелени торчит конек крыши и маковка с крестом.
На Я.картах это место помечено значком «Вход в пещеру». И вход там действительно есть, но тайна подземелий, со времен их открытия, находится под прочным замком, попасть внутрь не получится.
Вообще почти до середины прошлого века о пещерах не знали даже насельники монастыря. Но, после сильных дождей в 1930 году в склоне холма образовался провал, приоткрывая вход в пещеры. Так, самые смелые легенды о подземных ходах до Солотчинского монастыря, легенды о древних монашеских кельях, легенды о звоне раскольничьих кандалов в тесных земляных камерах, вдруг обрели под собой пусть и зыбкую, но основу.
Версий о происхождении пещер много. По одной из них они существовали уже в 1237 году, да, именно в том году о котором и говорил выше, в год Батыева нашествия. И пещеры, наравне с монастырем, служили монахам обиталищем.
Есть доводы, и вполне логичные, о возникновении их во время правления Петра 1 и использовании как тюрьмы для раскольников. Версия вполне правдоподобна и подкреплена фактами. К сожалению, сейчас попасть в пещеры из-за обрушений возможности не представляется, даже установленный над входом навес все равно пропускает влагу, и природа верно делает свое дело.
Однако сокрытая под землей тайна прочно приковывает внимание и воображение дорисовывает то, что могло происходить в пещерах в далеком 17 веке, когда после Никоновской реформы раскол церкви набирал обороты, а в пещеры был вброшен чернец Сергей, соратник Никиты Пустосвята…
…Кап-кап-кап – словно отстукивая счет времени мерно падали капельки влаги, ударяясь о плотно утрамбованный пол. Наверное, там наверху, над толщей земляного потолка шел дождь, и серое небо также мерно роняло мириады капелек на землю. Вода везде найдет себе дорогу – находила она ее и в «крыше» земляного холма, просачиваясь тонкой струйкой в ямки кротовых лазов, сочилась по узким каналам нор, что оставляют дождевые черви, скапливалась мокрым пятном на потолке пещеры, собиралась с силами и снова – кап-кап-кап – выстукивала ушедшее время.
Симеон уже привык к этому звуку, других в тесной пещере и не было. Разве, что … Симеон пошевелился, и в такт движению глухим звоном чуть брякнула цепь, прочно сковавшая человека со стальным кольцом в стене. Прошелестев звеньями, железная змея свернулась петлей, сгребая в кучу солому, служившую подстилкой и, успокоившись, матово заблестела стальным боком, отражая тусклый огонек свечного огарка.
Свеча грузно оплывала воском, медленно роняя прозрачные капли и в ее неверном свете едва угадывались очертания тесной земляной каморки, что сейчас служила тюрьмой Симеону. Земляной тюрьмой Иоанно-Богословского монастыря, что в местечке Пощупово. Скоро огонек свечи задрожит, будто испугавшись, замечется по сторонам, ярко вспыхнет напоследок и пещера погрузится во тьму. Останется только мерное кап-кап-кап и редкий приглушенный звон кандалов. Симеон, сложив двуперстие, перекрестился. Поддернув края уже грязного и местами порванного подрясника, узник встал на колени и зашептал молитву, находя в исконных словах древлего благочестия успокоение и надежду.
Где-то в темноте, далеко за кругом свечного света, лязгнул, проворачиваясь механизмами, дверной замок. Протяжно скрипнула петлями дверь и по стенам коридора, что виднелся из камеры узника, заметались отблески яркого огня, вычерчивая тени пока неясных фигур.
Симеон вздохнул, прерывая молитву, перекрестился, положил глубокий поклон, касаясь лбом холодного земляного пола и перебрался назад на солому – молится перед келарем, никонианином он не будет. Но, что-то отец келарь сегодня рано. Обычно он приносил воду, еду в жестяной плошке и менял свечной огарок много позже.
Проем камеры ярче озарился светом и в тесном ходе коридора появился келарь, с коптящим факелом в руке, а вслед за ним, чиркнув камилавкой по низкому своду входа, в пещеру шагнул еще один священник в длинной черной рясе и четырёхконечным наперсным крестом на длинной цепи.
- Архимандрит Богословского монастыря Антоний – представил спутника келарь, пристраивая факел в кольцо в выемке на стене. – Чернец Сергий, - кивнув на узника добавил келарь, будто в камере был еще кто-то.
Архимандрит молча и внимательно разглядывал Симеона, все также сидевшего на соломенной подстилке возле стены. Чернец же только глянул с неприязнью из-под бровей на владыку и отвел взгляд.
- Не велено мне говорить с тобой, да и приходить нужды нет, - первым нарушил молчание, прерываемое лишь редким треском факела, Антоний. – Но все же спрошу, Бог милостив: все упорствовать будешь? От веры истинной уклоняться?
- Истинной? – словно только и ждал, когда его спросят вскинул острый взгляд узник. – Никон нарочно с хромых книг плевельныя слова снискивал и в христоименитую веру всевал. Сие еретичество и богохульство истиной речешь?
Архимандрит досадливо и, казалось, с горечью тряхнул головой:
- Значит упорствуешь. Будет тебе уже брехать, за хулу и языка лишиться можно. Лазарь и Епифаний лишились, помнишь чай их? А ослепли еще раньше, когда от истинной церкви отошли…
- Апостольским правилом и святых отцов вселенских соборов и девяти поместных…- вскинулся Симеон и отблеск факела заиграл недобрым блеском в его глазах и даже железная змея как-то грозно зазвенела кольцом, вытягиваясь всем телом вслед подавшемуся вперед узнику.
- Пустое, - властно взмахнув рукой и возвысив голос остановил его владыка и, казалось, рыжий свет факела разжег огонь и в его глазах. – Пустое это. И Никиту вашего, Добрынина, не просто Пустосвятом окрестили, ибо святости в его словах нет, грех один. Прю о вере здесь устраивать не будем, было уже…
- И победиша… – вставил было опешивший от напора архимандрита чернец, но Антоний продолжить не дал, вновь вскидывая руку, словно стараясь тенью от широкого рукава рясы затушить огонь в глазах оппонента.
- Нет, Сергий, не победиша. Никитке голова с плеч, сие победа? Нет. Покайся, пока не поздно. Семь лет до тебя, вон там – владыка кивнул головой куда-то себе за спину и уже тише продолжил, - Панка Июдин сидел, раскольщик, еретик. Где он сейчас? Потом Микулин, тоже упорствовал, закостенел в неведении, пищу не принимал и умер без покаяния.
- Мне твое покаяние не нужно, каяться не тебе буду, - все с тем же блеском во взгляде ответил чернец – Брате Михаил к вертограду небесному мучеником явился, ей-ей, и хулы вашей не принял. И сей земляной тюрьмой не проймешь меня, ибо не острогом она рождена, но местом духовного преображения единого на потребу.
Антоний замолчал, словно выдохся, склонив голову на грудь. Воинственно встопорщив бороду замолчал и Симеон. Испуганно вжавшись в стену молчал келарь и лишь смолянистый треск факела нарушал тишину.
- Господь милостив, - наконец совсем тихо проронил архимандрит, осенив себя троеперстным знаменем, на что Сергий лишь презрительно скривился. – О двенадцати статьях Софьи-царевны ты, верно, еще не знаешь? По первой статье, которые раскольщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять. В последний раз прошу, ты ведь человек грамотный, Симеон сын Ивана, челобитную писал, отступись. В статьях ведь и так рекомо: А буде кто у казни обратятся и принесут к святой церкви повиновение, таких посылать в большие монастыри и держать их в великом бережении и давать им хлеба и воды по мере, и приставливать к ним добрых и искусных старцев, и велеть их приводить в церковь Божию ко всякой церковной службе. Покайся, побойся Бога, останешься в монастыре.
Симеон опустил голову ничего не ответив владыке.
Антоний вздохнул и, махнув рукой келарю, нырнул в темноту коридора. Келарь, подхватив факел, поспешил за настоятелем, забыв оставить узнику и воду и поменять свечу. Уже из коридора до Сергия донесся приглушенный земляными стенами голос архимандрита: «Никому к нему не ходить, чернил и бумаг не давать, чтобы писем не писал и ни с кем не разговаривал».
Огонек свечи, заметавшись в тесноте оплывшего воска, ярко вспыхнул и погас - земляная тюрьма утонула во тьме. Где-то провернулся замок и, скрипнув, закрылась дверь - погасли и звуки. И только непрекращающееся кап-кап-кап все отмеряло утекающее время пещерного острога Пощуповского монастыря…
Чернец Сергий, автор первой стрелецкой челобитной 1682 года, соратник, казненного в том же году Никиты Пустосвята, ревнитель древнего благочестия, был посажен в пещеры Пощуповского монастыря в 1685. До февраля 1686 года он находился в тесных кельях-камерах, а далее был переправлен в Солотчинский монастырь, где его следы и теряются. Принял ли он предложение архимандрита Антония и остался при монастырях или так и продолжил упорствовать отстаивая «старину»? Да и был ли вообще такой разговор? Информации об этом человеке, оставившем свой след в истории раскола, очень мало, и она крайне разнится от источника к источнику. Доподлинно узнать, что же происходило в 17 веке под толщей земли вряд ли удастся и остается только, собирая по крупицам истории минувших дней, попытаться представить себе картину тех событий.
Конечно, в пещеры спускались специальные экспедиции. В сети можно найти информацию, что в 1975г. в результате исследований внизу были найдены человеческие мумии, четырнадцать штук. Так появилась версия, что останки принадлежат настоятелю монастыря Зосиме и остальным насельникам, приговоренным в 1931 году к ссылке в Казахстан. Их дальнейшая судьба, как и факт прибытия к месту ссылки неизвестны и по этой версии архимандрит с братией были расстреляны, по сути, под стенами родной обители.
Встречаются сведения и о спусках спелеологов уже после 2000. По их свидетельствам состояние пещер удручающее, для исследования доступно около 120 метров ходов, имеется как минимум две пещерные кельи. Но под завалами скрыты и другие помещения все также хранящие тайну.
Наверное, со временем, и она перестанет является таковой. Пока же, не раз возрожденный Пощуповский монастырь крепко хранит свои секреты. К источнику, считающемуся чудодейственным, идут и паломники, и обычные туристы
Монастырь живет своей привычной, тихой жизнью и высится над округой столбик колокольни
А над простором Рязанских лугов вольно летит колокольный звон древней обители.
Таковой получилась поездка в Иоанно-Богословский монастырь, что в селе Пощупово.
Напоследок и в завершение и так немаленькой статьи. Если ваши дороги привели в Пощупово и в довесок к местным пейзажам хочется взглянуть на Окский простор. Или не хватило такового простора после поездки в Константиново, то в десяти с небольшим километрах от села эта возможность вполне представится.
Помните, как у Паустовского в «Золотой Розе»: «На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоемово. Из Окоемова, как говорят его жители, «видно половину России»»
Само Окоемово остается в стороне, а дорога выводит к смотровой площадке чуть дальше.
Половину России отсюда конечно не увидишь, но вид действительно красив
Уложить в голове впечатления сегодняшнего дня, неспешно наслаждаясь пейзажами, место более чем подходящее. А дабы завершить его угасающий остаток, мы отправились дальше, в поселок Дивово. Там тоже много интересных историй. Не переключайтесь.
Всем ровных дорог и самых ярких впечатлений.