Найти в Дзене
Строительный мир

Не имеет аналогов: в России к 2028 г. запустят первый отечественный водородный поезд

В октябре 2024-го в России презентовали проект первого отечественного водородного поезда, опытный образец которого должен появиться уже в следующем году. Предполагается, что после проведения необходимых испытаний, с 2028-го такие составы начнут регулярно курсировать по железным дорогам Сахалина. А в перспективе, локомотивы данного типа могут запустить и на материке. Эта совместная разработка «Трансмашхолдинга», РЖД, «Росатома» и Правительства Сахалинской области, как отмечается, является уникальным продуктом и не имеет аналогов в странах колеи 1520 мм.

© АО «Трансмашхолдинг» / t.me/tmh_global (Макет водородного поезда. Всего предлагается два варианта. Один из них — состав из двух головных вагонов с бустерной секцией, где будут располагаться силовые установки и накопители энергии. Другой — состав из трех вагонов)
© АО «Трансмашхолдинг» / t.me/tmh_global (Макет водородного поезда. Всего предлагается два варианта. Один из них — состав из двух головных вагонов с бустерной секцией, где будут располагаться силовые установки и накопители энергии. Другой — состав из трех вагонов)

В комментарии «Строительному миру» генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов отметил, что получение водородного топлива и использование транспортных средств, в первую очередь пассажирских поездов и машин, работающих на нем, является перспективным направлением современной энергетики.

«Это, во-первых, продиктовано практически безграничными запасами водорода на планете. Следовательно, при должном оснащении водородное топливо можно производить повсеместно и хранить в больших количествах. Во-вторых, водород обладает большей энергоэффективностью по сравнению с другими видами ископаемого топлива. В-третьих, водород является одним из самых экологичных источников энергии на сегодняшний день. Побочными продуктами его использования является пар и конденсированная вода, а не вредный углекислый газ», — рассказал эксперт.
© FelixM / Wikimedia Commons / CC0 1.0 (Alstom Coradia iLint — первый пассажирский поезд на водородном топливе, который с 2018 г. эксплуатируется на железных дорогах Германии)
© FelixM / Wikimedia Commons / CC0 1.0 (Alstom Coradia iLint — первый пассажирский поезд на водородном топливе, который с 2018 г. эксплуатируется на железных дорогах Германии)

Первый поезд на водородном топливе запустили шесть лет назад в Германии. И он до сих пор успешно эксплуатируется на железных дорогах ФРГ. Хотя соответствующие испытания проводились в Японии еще в 2006-м, но в стране восходящего солнца, несмотря на громкие обещания, все закончилось на тестовом полигоне. Сегодня этой теме уделяют достаточно внимания в целом ряде стран, включая Швейцарию, Францию, США, Китай, Испанию и Индию. Но у данного типа поездов есть как свои преимущества, так и недостатки.

Тематическое изображение
Тематическое изображение

В России локомотивы на водородных двигателях планируют в частности использовать в курортных зонах, крупных городах и рядом с объектами природного наследия, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду и сделать воздух более чистым. Но для этого, как отмечает Олег Шевцов, необходимо обеспечить эти территории системами производства водорода и его транспортировки на заправочные станции.

Кроме этого, по словам эксперта, на данный момент стоимость водородного топлива все еще является неоправданно высокой, как и риски взрывов при транспортировке, что делает его нерентабельным в использовании, например, на электрифицированных участках ЖД или в районах без соответствующей инфраструктуры.

© ОАО «РЖД» / rzd.ru (Подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по проекту организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах, сентябрь 2019 г.)
© ОАО «РЖД» / rzd.ru (Подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по проекту организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах, сентябрь 2019 г.)

Напомним, соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по проекту организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах упомянутые выше российские компании подписали в сентябре 2019-го. Приступить к испытаниям планировали через четыре года. Но из-за санкций сроки пришлось пересмотреть. Дело в том, что изначально предполагалось использование западных технологий. Но с 2022-го пришлось начать разработку отечественных компонентов для водородного локомотива.