Найти в Дзене

Путь к взрослости или проявление неуважения? Случай из практики.

Подростковый возраст у детей приходит незаметно. Ещё вчера милая, послушная и старательная в учёбе дочурка внезапно превращается в раздражительную, а порой и в гневную фурию, которая упрямо не соглашается с матерью, поступает по-своему, нарушая все запреты. Что с этим делать? Как теперь выстраивать отношения с этим новым ребёнком? Как его воспитывать? Эти вопросы я слышу от родителей, приходящих на консультации. Но на этот раз было иначе. Передо мной сидела красивая, стройная, хорошо одетая женщина, с грамотной речью. Со слезами на глазах она задавала другие вопросы: — За что она так со мной? Почему моя дочь меня ненавидит? Почему она меня не уважает? — Правильно ли я вас поняла, что вы считаете, будто ваша дочь вас не уважает и даже ненавидит? — уточняю я. — Да, — звучит ответ, а в голосе обида и отчаяние. — Если бы я думала, что мой ребёнок так ко мне относится, я бы тоже чувствовала себя опустошённой, — говорю я, указывая на коробочку с «плакательными» салфетками. — Расскажите, что

Подростковый возраст у детей приходит незаметно. Ещё вчера милая, послушная и старательная в учёбе дочурка внезапно превращается в раздражительную, а порой и в гневную фурию, которая упрямо не соглашается с матерью, поступает по-своему, нарушая все запреты.

Что с этим делать? Как теперь выстраивать отношения с этим новым ребёнком? Как его воспитывать? Эти вопросы я слышу от родителей, приходящих на консультации.

Но на этот раз было иначе. Передо мной сидела красивая, стройная, хорошо одетая женщина, с грамотной речью. Со слезами на глазах она задавала другие вопросы:

— За что она так со мной? Почему моя дочь меня ненавидит? Почему она меня не уважает?

— Правильно ли я вас поняла, что вы считаете, будто ваша дочь вас не уважает и даже ненавидит? — уточняю я.

— Да, — звучит ответ, а в голосе обида и отчаяние.

— Если бы я думала, что мой ребёнок так ко мне относится, я бы тоже чувствовала себя опустошённой, — говорю я, указывая на коробочку с «плакательными» салфетками. — Расскажите, что заставило вас прийти к таким выводам.

Слушая наполненную эмоциями и примерами речь, я стараюсь выделять и оформлять в конкретные пункты те самые основания. Задаваемые мной вопросы помогали нам пробиться через обобщенные высказывания и выйти на конкретику.

Вот что у нас получилось:

  1. Она меня не слушает… Это проявляется в том, что она не соглашается со мной… То есть имеет своё, отличное от моего мнение и стоит на нем… Мне не удается ее переубедить.
  2. Она перебивает меня, когда мы спорим.
  3. Она игнорирует мои запреты. Я говорю не приводить подруг домой — они всё равно приходят. Я знаю, что она снова курила в комнате, хотя я объясняла, что это неуважение к нам… на днях я снова почувствовала в комнате запах сигарет.
  4. Мы поссорились и не разговариваем уже неделю, а ей всё равно. Один вечер она была грустной и обиженной, а потом снова стала как обычно… Не просит прощения, не обещает, что больше так не будет.
  5. Её успеваемость ухудшилась. Была ударницей, а в этом году две тройки вышло.
  6. Я нашла листок, где она написала проклятия в мой адрес. Я сама учила её выплёскивать негативные эмоции на бумагу, но не в форме проклятий же! Она не извиняется за это… Говорит, что листку уже почти год, и она писала его только для себя.

Как вы, дорогие читатели, оценили бы такое поведение девочки? Считаете ли вы, что её поступки говорят об отсутствии уважения к матери или о глубокой ненависти?

Я за этими действиями девочки вижу обычное подростковое поведение, которое является шагом к взрослению.

Это про растущую автономность. Девочка не впала в отчаяние и депрессию из-за конфликта с матерью и не чувствует себя отверженной. (Молчание матери можно рассматривать и с этой стороны.)

Это также про расширение социальных связей и постепенное отделение от родительской семьи. Причём процесс этот вполне успешен, ведь девочка, немного погрустив, вернулась к своему нормальному состоянию. Значит в ее жизни есть и другие (кроме мамы) люди, на которых она может опереться.

Её когнитивные возможности развились настолько, что она может формулировать собственные мысли, идеи и цели, и это замечательно! У неё есть своё мнение, и она готова его отстаивать.

Проблема заключалась в том, что мама не знала особенностей подросткового возраста. Она ожидала от своей дочери той же покладистости и послушания, которые свойственны детям дошкольного и младшего школьного возраста. Её младший ребёнок-дошкольник ещё послушен, как была послушной и старшая дочь несколько лет назад. Но через пять лет и младший сынок из милого мальчика превратится в колючего ёжика. Покладистость и послушание не могут длиться вечно!

Когда мы начинаем смотреть на поведение подростка через призму его возрастных особенностей, обида, беспомощность и отчаяние отступают. И на их место приходят новые, важные вопросы: "Как мне теперь выстраивать отношения с моей 14-летней дочерью? Как я могу влиять на формирование её ценностей, убеждений и поведения?" И это те вопросы, на которые мы вместе с мамочкой ищем и находим ответы.

Многие родители не осознают, что обратиться за помощью к психологу стоит не только тогда, когда конфликт уже разгорелся. Важно научиться понимать особенности развития ребёнка и правильно реагировать на его поведение, чтобы избежать дальнейших недоразумений и кризисов.

Обращение к психологу на ранних стадиях поможет избежать накопления недовольства и напряжённости в семье. Вы сможете узнать, как корректно общаться с ребёнком, уважая его личное мнение, но при этом сохраняя дисциплину и границы. Психолог может стать тем мостом, который поможет вам и вашему ребёнку лучше понять друг друга и построить более крепкие и доверительные отношения.

Не ждите конфликта, обращайтесь за помощью при первых симптомах. Это инвестиция в будущее ваших отношений с ребёнком.

____________

РС: Уже разговаривают, шепчутся вечерами, достигли договоренности по некоторым спорным вопросам.

Светлана Цуркан

Буду благодарна за скромную оценку моего труда в виде лайка. Это и мотивирует писать для вас, и помогает большему количеству людей увидеть этот текст и, возможно, избавиться от некоторых проблем.

Интересуетесь психологией, темами взаимоотношений, вопросами воспитания детей - подписывайтесь на мой канал, вступайте в группу Вконтакте, присоединяйтесь в каналу в Телеграм.

Другие статьи этого же автора:

Как вы думаете, сколько свободы нужно предоставлять детям?

Дети должны рисовать!

Как улучшить отношения с ребёнком