Найти тему

Движущая сила истории – стремление к комфорту, бессмертию, всемогуществу

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Религиозный человек хочет в рай попасть, а нерелигиозный хочет рай сделать.

Эта мысль появилась у меня в ходе обсуждения движущей силы истории.

Я утверждаю, что основная движущая сила истории и, в частности, научно-технического прогресса – это стремление к удобству, уюту, комфорту.

Религиозные люди (по крайней мере, в авраамических религиях), как я понимаю, верят в то, что после смерти есть рай – хорошее место, приготовленное для них кем-то высшим, где им будет вечно комфортно – и стремятся в данное место попасть. Этим обусловлена их движущая сила истории.

Для нерелигиозных людей посмертный рай не очевиден. Они либо вовсе отрицают его (атеисты), либо сомневаются, что, даже если он есть, он им подходит (агностики).

Рационально-практичные нерелигиозные люди рассчитывают только на себя – стремясь обустроить всё наиболее удобным для себя образом.

Тут надо сделать оговорку, что «для себя» – это не только в примитивно-эгоистичном смысле. Каждый делает что бы то ни было, в первую очередь, для себя. Если не для своего комфорта, то для своих убеждений, своей совести – то есть просто для другой формы комфорта. Каждый человек в некотором смысле эгоист.

Предельные цели нерелигиозного прогресса – это самостоятельно достигнутые, проверяемые и контролируемые бессмертие и всемогущество.

Иными словами, нерелигиозный прогрессист в пределе стремится сам стать кем-то вроде «Бога».

Удовлетворение любопытства к устройству мира (для чего и существует исследовательская наука) – это тоже одна из разновидностей комфорта.

Неведение – некомфортно, беспокойно. А знание того, как что работает, откуда что берётся и куда идёт, – комфортно.

Возможность влиять, управлять, менять – ещё комфортнее.

* * *

Полезно осознавать различия между людьми и безоценочно проговаривать, кто как мыслит. Это способствует взаимопониманию.

На религиозное и нерелигиозное отношение к раю можно ещё вот как взглянуть. Религиозные люди менее одиноки и им не так страшно – они верят, что после смерти их ждёт что-то хорошее. А нерелигиозные люди всегда одиноки, им очень страшно, положиться они могут только на себя – и смерть они надеются победить своими силами.

У меня есть литературно оформленная фантазия на тему искусственного бессмертия – рассказ-зарисовка «Реформа воскресительства назрела».