Найти тему
Critical thinking

Этот провокационный фильм о грани искусства и морали, о взрослении и эксплуатации

Должно ли искусство нести моральную ответственность? Или же художнику позволено абсолютно все? Французский фильм "Моя маленькая принцесса" 2011 года, снятый режиссёром Евой Ионеско, поднимает эти темы. рассказывает о сложных и тревожных отношениях между матерью и дочерью.

постер к фильму "Моя маленькая принцесса"
постер к фильму "Моя маленькая принцесса"

По сюжету мать Ханна начинает снимать свою дочь Виолетту для серии провокационных фотографий, в которых девочка выступает в образах взрослых женщин, что вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Эти съёмки приводят к изменениям во взглядах Виолы на себя и на мир, а также к конфликтам и непониманию между матерью и дочерью. Фильм затрагивает темы искусства, эксплуатации, взросления и искажённых семейных отношений, вызывая живые дискуссии о морали и этике в искусстве.

Давайте подробнее рассмотрим фильм. Маленькая 11-летняя девочка живет с бабушкой, точнее даже с прабабушкой а мама их навещает лишь на пару минут, потом убегает к очередному ухажеру. У Ханны самой не было матери, так как ее выгнали, когда она забеременела в 15 лет.

Ханна — экстравагантная и капризная личность с нарциссическими чертами, которая якобы любит свою дочь, но на деле эксплуатирует её. Она не способна искренне любить и заботиться о дочери, так как сама выросла без материнской любви и заботы.

Она обладает творческим темпераментом и интересуется красотой. Будучи художницей, она не добилась значительного успеха, поэтому Ханна решила переключиться на фотографию и стала фотографировать свою дочь. Это принесло ей известность, но цена этого успеха оказалась весьма высокой.

Сначала Виолетту мама снимает в готическом стиле с куклой, потом с венком. После уже первой съемки девочка начала меняться под влиянием матери, ей это поначалу нравилось, так как мать уделяла хоть какое-то внимание своей дочери.

Изначально мама фотографировала Виолетту в готическом стиле с куклой, а затем с венком. После первой же фотосессии девочка начала меняться под воздействием матери, и вначале ей это нравилось, так как мать уделяла хоть какое-то внимание ей.

Ранее Ханна снимала взрослых девушек в стиле ню. Она обсуждала взрослые темы в присутствии своей дочери и обращалась с ней не как с маленькой девочкой. Позже Ханна стала фотографировать Виолетту полуголой в чулках и с ярким макияжем. Ясно, что такие фотографии совсем не подходят для детей. Со временем Виолетта начала говорить и одеваться не как 11-летняя девочка, а как взрослая женщина.

Со временем Ханна стала не только фотографировать дочь во взрослых образах, но и брать её с собой на мероприятия наравне с другими моделями. Впоследствии она начала делать снимки Виолетты совершенно обнажённой. Девочка, в свою очередь, стала подражать поведению окружающих женщин и флиртовать с взрослыми мужчинами. Ханна сделала из своей дочери Лолиту.

Ханна продала в журналы все фотографии своей дочери, включая и полуголые снимки. Неудивительно, что Виолетта получила серьезную психологическую травму от таких действий. По словам режиссера Евы Ионеско:

Главное, точность в изображении матери. Мне хотелось передать ее противоречивость, во многом порожденную той самой эпохой 70-х. Она фотографировала на потребу мужчинам, но при этом считала себя феминисткой, которая борется за освобождение женщины. Она верила, что служит радикальному искусству, книги философа и культуролога Жоржа Батая были для нее всем, но она теряется от слов, которые дочь произносит в фильме.. Один из вопросов, который хотелось задать в фильме: где та граница, за которой искусство превращается в нечто аморальное и незаконное?

Этот фильм затрагивает тему моральной ответственности искусства, которое не может быть изолировано от общества, в котором оно функционирует. Следовательно, оно должно по меньшей мере избегать нанесения вреда. Фильм подчеркивает, что искусство имеет влияние на мировоззрение людей, способствует формированию ценностей и может использоваться как средство социальной критики и контроля.

Самое ужасающее в этой истории то, что она основана на реальных событиях. Режиссер Ева Ионеско в детстве стала объектом фотосъемки своей матери для сомнительных журналов. В реальной жизни ситуация была еще более тревожной, поскольку мать начала фотографировать её в возрасте всего 6 лет, а к 11 годам Ева уже появилась на обложке журнала Playboy.

на фото Ева Йонеско
на фото Ева Йонеско

С течением времени мать была лишена родительских прав, однако ущерб уже был нанесён: фотографии были сделаны и проданы, а девочке причинён серьёзный психологический вред. Она вела судебные тяжбы с матерью до самого конца, так и не сумев простить её.

Фильм "Моя маленькая принцесса" затрагивает тему моральной ответственности искусства, которое не может быть изолировано от общества, в котором оно функционирует. Следовательно, оно должно по меньшей мере избегать нанесения вреда. Фильм подчеркивает, что искусство имеет влияние на мировоззрение людей, способствует формированию ценностей и может использоваться как средство социальной критики и контроля.