Венедов или вендов, западные источники считали славянами. Немцы изгнали их из земель нынешней Восточной Германии и не только. Там было много войн и сражений на протяжении не одной сотни лет. И вдруг вчерашние враги заводят дружбу.
Официально считается, что Ригу основал епископ Альберт Буксгевден в 1201 году.
Хотя впервые город Рига был, упомянут в написанной этим же епископом в 1209-м году дарственной русского князя Герсика Всеволода. Документ подтверждал переход Герсикского княжества в подарок немцам.
А удостоверение этой сделки произошло на кладбище возле церкви Святого Петра в Риге.
В команде Альберта был некий священник по имени Генрих, который и поведал грустную историю вендов в Восточной Прибалтике. На этом история вендов в этих землях не закончилась.
Оказывается, священник из крестоносного войска по имени Даниил в 1206-м году в 90 километрах на северо-запад от Риги увидел замок, принадлежавший вендам. Почему то они сильно обрадовались появлению этого человека. Он их якобы крестил и вернулся обратно к своим. А после этого в замке разместилась небольшая воинская команда из Ордена Меченосцев. По мысли немецких комментаторов, венды обрадовались и этому. Так почему же они обрадовались?
Оказывается, венеды жили изначально в нынешней Курляндии, до прихода туда куршей. Пока не найдено трудов, указывающих на то, откуда и как они туда попали. Но там тоже, вероятно, добывали янтарь. Озлобившиеся курши не хотели дружить с венедами и прогнали их с их исконных мест проживания. Но память о венедах в Восточной Прибалтике осталась как в гидронимах, так и в топонимах.
К примеру, река Вента и город Вентспилс. Венды, которых прогнали курши, недолго думая, переселились в нынешний центр Риги, в окрестности так называемого холма Кубе. Конечно, там тогда никакой Риги не было и в помине. Сейчас холма нет, его разворотили то ли в 17-м, то ли в 18-м веке. Это сделали для того, чтобы о древнем народе, который образовал поседение на месте Риги, не осталось и следа.
Ну, так вот. Венды ушли в пределы нынешней Риги, но и там курши не давали им покоя. Они их в буквальном смысле достали. И тогда венды были вынуждены пойти далее на восток, в земли Латьгаллии. Там жило племя летьгола русских летописей. Лэтты меньше выступали против вендов, но тоже выступали.
Вероятно, венды радостно приняли священника Даниила, потому как были знакомы с христианским вероучением. Меченосцы же, гостившие в замке у вендов, потом построили свой замок рядом с Ореховой горой. Но и после этого венды оставались союзниками крестоносцев. По сути, то армия Ордена состояла из нескольких десятков рыцарей и их оруженосцев, а все остальное воинство было набрано из ливов, лэттов и вендов. Правда, возникает закономерный вопрос. Как с таким малым контингентом можно было захватить эти земли? Ведь такое малое количество немцев вполне могло быть перебито местными.
Также известно, что русское войско в походе на Ливонию в 1218 году вело осаду замка на Ореховой горе. И сообщают, что если бы меченосцы не помогли тогда вендам, то осада могла бы закончиться успехом русского воинства. Кстати, этот замок на Ореховой горе во время Ливонской войны носил название Венден. То есть даже тогда имя венедов-славян сохранялось в топонимике этих земель.
Так вот, оказывается, почему венды обрадовались приходу крестоносцев. Они их почему-то не доставали. А вот куршей и прочих немцы периодически прореживали. Парадокс. На землях Поморья и Полабья немцы воевали с венедами, а в Восточной Прибалтики дружили. Вероятно они были их временными союзниками, а потом растворились в веках.
Дорогие читатели, а как считаете вы?
Очерки по теме и не только: