О русском влиянии в восточной Прибалтике с 9-го по 13-й века рассказывается в трудах латышских исследователей конца 19-го - начала 20-го веков.
В своей диссертации "Некоторые материалы по истории латышского племени с 9-го по 13-го столетие" (1909-й год) российско-латышский ученый Францис Балодис указывал, что:
Княжество Талава в Северной Видземе было известно арабским путешественникам. Помимо Кукенойса и Герсика русская власть была в таком городе-княжестве Ашероден: "... и въ нихъ имеет, местопребывание русскый князь съ дружиною, властвуя надъ Двиною и надъ окрестным населением...".
Ученый прямо пишет на странице 23 своего труда, что:
"...арабы, въ БулгарЪ, слыхали, кажется, объ этой стране...Ибнъ - Хаукалемъ въ числе „русскихъ народъ“ поколзня Итлава...". По мнени Балодиса "...это собственное имя чрезвычайно искажено арабскими писцами...".
Жителей Кукенойского и Герсикского княжеств исследователь называет рединами и указывает, что они "какъ и талавскые латыши, платили дань русскимъ князьямъ; часть ихъ даже совершенно потеряла независимость...". (стр. 31 - 32).
Вендов (предков славян) живших в Вендене, Балодис называет единоплеменниками зутинских, талавских и юмарекскими латынцев и рединов. (Стр. 34).
По мнению Балодиса в 10-м столетии земли Прибалтики: "народы от Двины до Наровы платят дань Святославу Игоревичу..." (стр. 47).
Далее исследователь указывает, что еще в период 960 - 980 годы, будучи князем Полоцка Рогволод:
"следя за русскими укреплениями за землями латышей...".
Ссылаясь на запись в летописи под 1050-м годом, российско-латышский ученый после перечисления племен плативших дань Руси, сделал вывод о том, что в Прибалтике:
"... русские владения на западе простираются до моря, захватывая, таким образом, и латышские области..." (стр. 47). Получается до побережья Балтики.
По мнению Франциса Балодиса русский исследователь Веселовский А.Н. в своих "Мелких заметках к былинам" был не совсем прав в том, что выводил из "Саги о Тидреке Бернском" Илью Владимировича, княжившего в Герсике еще в 980-х годах. Так или нет, доподлинно неизвестно.
Название города Валмиера или на немецкий манер «Вольмар» произошло от имени псковского князя Владимира. Он пока не рассорился с немцами, имел владения в Латвии, а в Талаве находился на должности фогта (судьи).
Немцы, по мнению Балодиса "лишили латышей свободы и самобытной культуры и оторвали их от родственной Руси". Согласитесь сильно сказано. Оказывается, в те времена предки латышей были родственны русским.
Делая вывод исследователь, утверждает, что: "...русские не воевали, чтобы крестить, крещение не ставили на первом плане, а попутно крестили...т.е. желающих...".
Только с приходом немцев закончилось 400 летнее "владычество и влияние русских".
Влияние, по мнению ученого, выражалось в том, что латыши как и другие народы входившие в Русь "...были крещены вЪроятно уже Владимиромъ Святымъ...".
По мнению Балодиса обряд погребения в курганах того времени предками латышей был заимствован у русских. На крестах, найденных в захоронениях, изображен святой Георгий, поражающий змея.
Влияние русских в Латвии было настолько велико, что российско-латышский исследователь однозначно выразил следующую мысль:
"... Вся почти латышская земля находясь под их властью; они здесь торговали, крестили, строили города и церкви. (стр. 53).
В 1896-м году А. Страдынь в своей монографии "Православие в древней Толове", писал, что христианство было воспринято в Валкском районе Латвии еще до прихода крестоносцев.
По мнению ученого "Просвещение же это было мирное и тихое, без того меча и рабства, какое было наложено на Прибалтийский край немцами-колонистами".
Исследователь А.Г. Дауге в своей работе "Латыши" совершенно конкретно отделил латышей от эстонцев и написал по этому поводу следующее:
"этнографически ничего общего не имеют со своими соседями эстами, ни с германцами, близко примыкая к семье так называемых балтийских славян". (страница 6). И это он написал в 1917-м году. Ему явно не было смысла становиться на сторону славян из под палки.
Ученый Петерис Дрейманис написал две книги "Балтийский вопрос. Краткий исторический очерк" (1910 г.) и "Краткая история латышского народа" (1915 г.). В этих монографиях Дрейманис писал о тысячелетних контактах и связях между Русью и Прибалтикой.
Он писал так: "славяне узнали в латышах своих братьев по нравам и обычаям". По его мнению, еще в 9-м столетии "латыши признали своими государями русских князей ближайших к ним народов". Получается, это имело место уже при Рюрике и Олеге.
Дрейманис также относил балтов и славян к арийцам и делал вывод о том, что сближение этих народов не является совпадением, а "явление вполне естественное". Все это было в глубокой древности.
Дорогие читатели, с радостью жду ваши подписки и комментарии!
Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!
Статьи по теме и не только: