Найти тему
KinoGeek

"Платформа 2": жалкое паразитирование на триумфе прошлого. Рецензия на фильм

Эпоха "ковида" открыла проход многим стриминговым сервисам и потенциальным зарубежным хитам: одним из главных бэнгеров начала 2020-го года стал экспериментальный триллер под руководством маститых испанских визионеров - "Платформа". Бескомпромиссная, ультра-жестокая и неоднородная социальная драма, обёрнутая в фантастическую оболочку, вскрыла все пороки повседневного капиталистического общества, проведя грань между прослойкой бедных и прослойкой богатых так чётко, что главная лобовая метафора фильма считывалась чуть ли не с ходу. Тем не менее, "Платформа" имела завершённую фабулу, доведённую до ума при помощи библейски нарочитого финала, перестанавливающего линейную композицию картины вверх ногами. Оглушительные результаты по просмотрам воодушевили и продюсеров Netflix, и самих постановщиков фильма: из "Платформы" задумали сделать подобие франшизы, с более многоликим погружением в камерный лор этой антиутопической вселенной со своим фашистским сводом законов

Несмотря на то, что позиционировалась вторая "Платформа", как прямое продолжение истории первой части, многие отсылки и неожиданные камео опровергают эту информацию. Новый фильм - приквел к событиям предшественника, с ходу же бросающий зрителя в вереницу новой информации и подробностей касательно мелкого лора так называемой "Дыры": здания с сотней (а может и больше) этажей и отверстиями, через которое каждый день спускается платформа с невообразимыми запасами еды. Еда, как олицетворение потребностей богатых и ущемления бедных, отлично работала в качестве главного источника конфликта первого фильма, но если четыре года назад зарвавшиеся богатые и оголодавшие бедняки едко критиковали систему капитализма двадцать первого века, то во второй "Платформе" достаётся уже антиподу современной экономической системы - социализму

-2

В центре сюжета - бегущая от ошибок прошлого арт-художница, попадающая в "Дыру" по собственной воле. Сталкиваясь с представителями сразу нескольких социальных прослоек, протагонистка обнаруживает себя посередине разгорающегося шторма, когда власть в "Дыре" в свои руки берёт кучка религиозных фанатиков, намеренная разделять запасы еды поровну на каждого обитателя здания. Благие намерения видоизменяются в самосуд, а верные мысли материализуются в фашизм, когда еда становится причиной самых радикальных действий по отношению к заключённым "Дыры". Противостояние между фанатиками и митингующими приводит к полноценной войне, в то время, как сама главная героиня разбирается с демонами прошлого и борется с галлюцинациями, по аналогии с протагонистом первой части

-3

И хоть вторая "Платформа" изо всех сил пытается быть нужной в контексте целикового понятия лора этой вселенной, неимоверная сумбурность ленты и её резкие монтажные перескоки рождают путаницу и хаос посередине повествования. Несчётное количество персонажей на один квадратный метр фильма не даёт зацепиться за ветку одной конкретной героини, а ослабевшая визуальная сторона картины превращает сиквел "Платформы" в подобие стримингового фильма категории "Б": не авторского, но студийного проекта, удовлетворяющего лишь финансовую потребность продюсеров. Ноты саспенса и заледеневшей атмосферы первого фильма сбегают из поля зрения зрителя с первой же сцены, ввиду чего вторая "Платформа" спешно превращается из гнетущего социального триллера в подобие комедии, над полым повествованием которой будто бы иронизируют сами авторы

-4

Хоть и примечательно, что социализму в сиквеле достаётся даже больше, чем пресловутому капитализму: открытая радикальность кучки фанатиков по отношению к "постояльцам" здания не вызывает ощущения амбивалентности сюжета картины. Сочувствие зритель может выразить только в сторону бедняков: это пыталась сделать и первая часть (с переменными успехами, но удачно), однако второй фильм, достаётся в котором устаревшей системе равноправия, даже не старается видоизменить фабулу предшественника. Сиквел балансирует на очень тонком шесте и так и не осмеливается высказать аудитории что-то яркое, новаторское и провокационное. Так нуждалась ли "Платформа" в продолжении при таком печальном исходе?

-5

И даже ветка героини Милены Смит во многом повторяет линию протагониста первого фильма: бегство от ошибок прошлого, конфликт с представителями "высшего" сословия и выстраивание дружеских отношений с более низшей социальной кастой, словесная критика фашистского свода законов "Ямы", чередующиеся с реальностью флэшбеки, искупление в виде спасения ни в чём не повинного ребёнка. И перемешаны все повторы в таком наглом и хаотичном монтаже, что любая цельность повествования остаётся разобрана по маленьким кусочкам: вторая "Платформа" напоминает не полноценное продолжение громогласного успеха четырёхлетней давности, а нишевый сиквел из эпохи DVD, единственная ценность которого - выкачивание оставшихся соков из триумфа далёкого прошлого

-6

В конечном счёте, прежний производственный состав "Платформы" так и не осмеливается высказать что-то новое и оригинальное. Сиквел нещадно копирует самые выигрышные тропы оригинала, но перемалывает их в почти что "клиповой" сумбурности, одновременно делая повествование перегруженным и полым. Ухудшилось буквально всё: история, лор вселенной, актёрские работы, режиссура. Даже визуальная сторона картины будто бы претерпела регрессию, более не впечатляя аудиторию величественными размахами "Яны". В конце концов, даже первая часть выжимала все соки из перспективного концепта получасовой короткометражки: а идея закручивания вокруг этой истории целой франшизы, с многочисленными спин-оффами, приквелами и ответвлениями, изначально была обречена на провал. "Платформа" не нуждается ни в каком из видов продолжений: это цельный и закончившийся проект, сиквел для которого - очередное подтверждение тому фактору, что для сегодняшних кино-архитекторов деньги ценятся превыше любого вида искусства

-7