Одна из самых романтичных писательниц всех времён покорила читателей своим проникновенным и откровенным стилем, но стала куда больше, чем просто автором любовных романов. Джейн Остин была острой на язык наблюдательницей, в своих романах запечатлившей быт современной ей Англии, не стесняясь говорить так, как есть. Она подарила нам незабываемые истории, полные и высоких чувств, и тонкого юмора, с лихвой передавшие дух и реальность далёкого времени.
Перед началом основной части нашей статьи хотим бережно напомнить, что мы - магазин букинистики "Книгоед", и в нашем ассортименте представлено необъятное количество самых разнообразных книг. В том числе, множество книг Джейн Остин.
«Эмма»
«Если женщина сомневается, принять ей предложение или отказать, значит, ей определенно следует отказать. Если нет уверенности в том, что нужно ответить “да”, значит, нужно решительно сказать “нет”.
«Эмма» – один из самых известных романов Джейн Остин, который был опубликован в 1815 году. Главная героиня, Эмма Вудхаус, живёт в деревне Хайбери вместе со своим отцом. Она молода, богата и уверена в своих силах. Эмма убеждена, что ей не нужно выходить замуж, поскольку она и так вполне довольна своей жизнью. Вместо этого она предпочитает заниматься сватовством, полностью убеждённая, что у неё это получится превосходно.
В начале романа Эмма решает устроить личную жизнь своей скромной подруги Гарриет Смит. Девушка убеждена, что Гарриет должна выйти замуж за мистера Эkтона, местного викария, и активно работает над их сближением. Однако её планы не срабатывают, ведь мистер Элтон делает неожиданное предложение самой Эмме, что приводит к довольно-таки неловкой ситуации.
В это время в Хайбери приезжает Фрэнк Черчилль, сын бывшей гувернантки Эммы, ныне миссис Уэстон. Фрэнк – обаятельный и энергичный молодой человек, который сразу же привлекает внимание Эммы. Она считает, что между ними может возникнуть что-то серьёзное, хотя их отношения и далеки от идеала. А параллельно с этим в городке появляется ещё один мужчина – Джейн Фэрфакс, – чья скрытность привлекает и одновременно раздражает Эмму. А вот с кем же у девушки будет «happily ever after» узнаете, когда прочитаете!
Герои романа – это своеобразное зеркало английского общества начала XIX века. Эмма Вудхаус – молодая, уверенная в себе женщина из высшего общества, образ, в то время заработавший особенную популярность. Её самоуверенность и склонность к манипуляциям приводят к ошибкам, которые она должна осознать и исправить. Остин создаёт реалистичный образ с ироничным подходом, не приукрашивая настоящую жизнь, а лишь предлагая другой, более лёгкий взгляд на неё. Но при этом не последнее место занимает и социально значимый аспект. Гарриет Смит родом из более низкого слоя, и её зависимость от советов Эммы подчёркивает неравенство и общественное разделение. А мистер Найтли – это голос разума, который помогает Эмме увидеть свои ошибки и измениться.
Исторические и культурные предпосылки написания «Эммы» опять же связаны с социальной структурой Англии начала XIX века. Это время, когда классовые различия и вопросы брака играли важную роль в жизни общества. Остин умело использует этот контекст, чтобы создать сатирический портрет своего времени. Одной из главных тем романа становится опасность высокомерия и самонадеянности, ведь Эмма до слепоты уверена в своей способности понимать и управлять жизнями других. Но её ошибки показывают, что даже самые лучшие намерения могут привести к неприятным последствиям.
Главные герои романа проходят через процесс самопознания и внутренней эволюции, преподнося каждому читателю важный урок: «Тщеславие, не подкрепленное умом, выходит для его обладательницы боком».
«Доводы рассудка»
«Доводы рассудка» – последний завершённый роман Джейн Остин, опубликованный посмертно в 1818 году. Эта книга выделяется среди её произведений более зрелым и меланхоличным тоном, где юмора и сатиры стало уже куда меньше.
Главная героиня романа, Энн Эллиот, тоже представляет собой необычный для произведений Остин образ – она не молода, ей уже двадцать семь лет, и она глубоко сожалеет о своём прошлом. В юности она была помолвлена с Фредериком Уэнтвортом, но под влиянием своей семьи и близкой подруги, леди Рассел, разорвала помолвку, посчитав, что он недостаточно для неё хорош. Но вот прошло уже восемь лет, а Энн до сих пор не может забыть свою первую любовь.
Сюжет романа начинается с того, что семья Эллиот, находящаяся в финансовых затруднениях, вынуждена сдать своё поместье Киллинч-холл. Новым арендатором становится адмирал Крофт и его жена, сестра Фредерика Уэнтворта, который к этому времени успел стать богатым и успешным капитаном. Энн снова встречается с бывшим любовником, и на неё обрушивается весь водопад чувств, которые за всё это время никуда не делись.
Фредерик Уэнтворт сначала кажется холодным и отстранённым, что вообще и понятно, учитывая его ранение и весь ужас, пережитый в сражениях. Однако постепенно он начинает видеть в Энн ту же доброту и мудрость, которые когда-то его в ней привлекли. Их взаимоотношения развиваются на фоне интриг и драм окружающего их высшего общества, которые Остин кропотливо вплетает в любовный сюжет.
Кульминация романа наступает, когда Энн случайно слышит разговор о том, что Уэнтворт по-прежнему испытывает к ней чувства. Он пишет ей письмо, в котором признаётся в своей любви. Этот момент считается одним из самых романтичных и эмоциональных в литературе Остин.
«Я предлагаю Вам себя, и сердце мое полно Вами даже более, чем тогда, когда Вы едва не разбили его восемь с половиной лет тому назад. Не говорите, что мужчина забывает скорее, что любовь его скорее вянет и гибнет. Я никого, кроме Вас, не любил».
Энн Эллиот – героиня, которая учится доверять своим собственным чувствам и не поддаваться давлению окружающих. Её история показывает, что даже после долгого ожидания и ошибок прошлого возможно обрести счастье и любовь.
«Доводы рассудка» подарили читателям более взрослую историю любви. В отличие от юных и наивных героинь предыдущих романов Остин, Энн Эллиот уже научена жизнью, она испытала и разочарование, и потери, что сделало её историю более трогательной и реалистичной.
О самой Джейн
Джейн Остин жила в Великобритании в период значительных социальных изменений. В то время правил король Георг III, а конституционная монархия разделялась на либеральных вигов и консервативных тори. Войны с Францией с 1793 по 1815 годы и промышленная революция, начавшаяся ещё до рождения писательницы, – всё это сильно повлияло на окружение и в принципе на общественные настроения.
Индустриальная революция превратила Англию в мировую державу, из-за чего литературная тенденция сместилась в сторону более социальной, стала отражать классовые проблемы и вопросы неравенства. Кроме того в эпоху Джейн Остин не существовало государственной системы образования. Оно зависело лишь от возможностей и предпочтений семьи. Для высших слоёв общества были доступны гувернантки, репетиторы и частные школы. Общественные школы и университеты были предназначены только для мужчин, и поэтому женщины не могли ни получить высшее образование, ни участвовать в политической и интеллектуальной жизни общества.
А девушек из высших слоёв общества если учили, то самым необходимым для жизни предметам: рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах и порой иностранным языкам, – чтобы повысить их шансы на удачное замужество. Роль женщин заключалась в исполнении обязанностей дочерей, сестёр, жён и матерей. Брак был необходим для женщин, чтобы избежать бедности, так как их личная возможность быть независимой была крайне ограничена. Материальное благополучие и общественное уважение зависели от брака, который был больше связан со стабильностью, чем с личным выбором, любовью и счастьем.
Но романы Джейн Остин показывают нам немного другую реальность. В ней женщина умеет и хочет думать, и во всём чувствуется призыв к бунту против системы, против глупых устоев и устаревших традиций. Это легко объяснить. Жизнь Джейн Остин крайне отличалась от норм её времени. Она получила образование в нескольких частных школах и имела доступ к библиотеке своего отца, который всегда поддерживал её литературные амбиции. Джейн так и не вышла замуж, что было необычным выбором для женщины среднего класса (но она ещё тогда своим примером показала, что женщине для счастья совсем не нужен мужчина). Хотя её романы были опубликованы анонимно, и при жизни она не получила широкого признания, после смерти её брат Генри раскрыл авторство произведений, и они со временем приобрели статус английской классики.
Критический и ироничный взгляд Джейн на общество виден во всех её романах и письмах. В «Чувстве и чувствительности» она виртуозно высмеивала романтические идеалы, противопоставляя их реалиям жизни, а Элизабет Беннет из «Гордости и предубеждения» стала для читателей прообразом сильной и независимой женщины, идущей против стереотипного мышления. Жизнь и творчество Остин дали нюансированный взгляд на нормы и ожидания женщин в XVIII веке, при этом подарив нам образы, не теряющие своей актуальности и сегодня.
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм канале "Книгоед".