Каждому из нас доводилось слушать или рассказывать истории: кто-то делает это интересно, кто-то не очень… Однако умение рассказывать – не врожденный дар, а владение набором приемов. Учитель истории «Летово» Анастасия Дмитриевна Сухенко объясняет, какие приемы сторителлинга можно использовать при построении уроков, чтобы ученики слушали вас с открытым ртом.
— В чем принципиальная разница между обычным уроком и уроком с использованием приемов сторителлинга? Второй, на мой взгляд, ярче. Насколько, судите сами – здесь вам помогут 5 заданий по сторителлингу для учителей истории.
Ярче потому, что в нем есть не просто интересные факты, но и сюжет, герои, злодеи, конфликт, путешествие, и всё это связано единым контекстом повествования. Любой урок ведь развивается по сценарию, правда? Почему бы нам тогда не использовать сценарные приемы при построении уроков?
Можно работать с микроприемами:
- деталями — вместо готового вывода описать детали, чтобы ученики сами пришли к выводу,
- или примерами. Нет примера — нет понимания. Сказали фразу — приведите пример, чем абстрактнее тема — тем нужнее примеры.
Но гораздо увлекательнее приемы сложной драматургии: построение сюжета, ключевого конфликта и образа героя. Рассматривая тему урока как сценарий, мы можем выстраивать материал в соответствии с нашим сюжетом, используя один или несколько приемов:
1. Архетипические сюжеты
История — кладезь подобных сюжетов, в готовом виде! Разложите материал урока исходя из сюжетной линии. Изучаете Табель о рангах? Возьмите сюжет «Из грязи в князи» — герой был никем, а стал успешным, знаменитым, богатым. Жизнь фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова — идеальный пример такого сюжета. Переходите к эпохе Просвещения? Для иллюстрации предрассудков накануне этой эпохи может подойти типичный сюжет «жертва» — герой становится заложником обстоятельств, из которых тяжело выбраться, или вовсе несправедливо погибает. Вы без труда подберете историю под этот сюжет — например, процесс над салемскими ведьмами в конце XVII века.
2. Ключевой конфликт
Он является центром повествования и двигателем любой истории. Это может быть конфликт хоббитов с драконом — или же просвещения с невежеством. Без конфликта нет интересной истории! Поставьте в центр урока конфликт и двигайтесь к нему и от него, от причин к последствиям и обратно.
3. Герой
Это центральная фигура повествования. Вот как может выглядеть его путь: от жизни до приключений — к вызову и его принятию, через трудности и испытания — к победе или поражению. Проанализируйте биографии исторических личностей, и вы увидите, как они укладываются в эту схему. Превратите урок о Реформации в урок о Мартине Лютере.
4. Композиция
«Упакуйте» материал таким образом, чтобы у слушателей или читателей была мотивация дойти до конца истории. Здесь вам помогут захватывающее введение, погружение в контекст, создание интриги и другие композиционные приемы. Фантазируйте! Например, изучение Октябрьской революции 1917 года можно начать с факта ее осуществления и вопроса «Как делают революции?» и построить урок в духе «Пять шагов к успеху».
Что почитать про сторителлинг?
· Владимир Пропп, «Морфология волшебной сказки»
Классическое (и, наверное, самое важное и самое увлекательное для русскоязычного мира) исследование форм и типов сказки, ее составных частей и их функций.
· Роберт Макки, «История на миллион долларов»
Автор – преподаватель сценарного мастерства, рассказывает о системном подходе к рассказыванию историй. Книжка сложная, но полезная.
· Людмила Сарычева, «Уступите место драме»
Насыщенное руководство с ответом на вопрос: «Как из сухой статьи про бухгалтерский учет» сделать увлекательное чтиво.
· Кармин Галло, ««Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории».
Для этой книги автор проанализировал более 5000 выступлений TED.
· Дэниел Джошуа Рубин, «27 принципов истории. Секреты сторителлинга от «Гамлета» до «Южного парка»
Реально просто описание 27 приемов построения истории, задания на подумать и художественные примеры.