Круассан – один из самых популярных символов Франции. Но если мы вам скажем, что настоящая родина выпечки – другая страна? Да, да, все не так просто, как кажется… Откусывая кусочек хрустящего круассана, мы сразу мысленно переносимся в Париж, надеваем на голову красный берет и трапезничаем с видом на Эйфелеву башню. А кофейни, рестораны и пекарни стремятся готовить круассаны как можно более “по французски”. Давайте разбираться, откуда они к нам пожаловали! Спойлер: их форма вдохновлена Османской империей.
История легендарной выпечки или первые шаги к круассану
Итак, да, вы все правильно поняли. На самом деле, круассан – мигрант, приехавший во Францию. А произошёл он от рогалика в виде полумесяца – “кипферля”.
По одной из кулинарных легенд первые рогалики-прародители круассанов испекли венские пекари в 1683 году после неудачной попытки турков захватить австрийскую столицу. В честь победы пекари придумали выпечку в виде полумесяца – символа Османской империи и ислама. Ну а местные жители были только рады – врагов победили и булочек поели.
Вот так венцы наслаждались новинкой от местных пекарей и даже не подозревали, что через пару веков австрийские рогалики станут французским круассанами, олицетворяющими страну. В какой-то момент эта выпечка даже была доступна только для элиты, но об этом чуть позже.
Как круассан попал во Францию
Но как же этот скромный кипферль оказался во Франции? За это мы можем поблагодарить супругу французского короля Людовика XVI – Марию Антуанетту. По легенде, когда юная австрийская принцесса прибыла во Францию в 1770 году, чтобы стать королевой, ей не хватало чего-то... Хрустящего? Точно! Она скучала по венским деликатесам и предпочла их французским блюдам. Так Мария Антуанетта представила венские рогалики при версальском дворе.
По ещё одной версии рогалики прибыли во Францию только в 1837 году, когда австриец по имени Август Занг открыл в Париже венскую пекарню (“Boulangerie Viennoise”). Заведение с венскими деликатесами стало пользоваться популярностью у французов, и они вдохновились на приготовление собственной выпечки, немного изменив оригинальный рецепт. Именно тогда появилось слоёное тесто, а круассан обрел знакомый нам вид и вкус.
Тот самый рецепт, которым пекари пользуются до сих пор, вывел французский ресторатор Луи Эрнест Ладюрэ в 1871 году. Бренд “Ladurée” до сих пор существует, а в Москве на Никольской улице можно зайти в ресторан “Ladurée à-la Russe” и попробовать десерты по настоящим французским рецептами.
Круассаны – только для элиты?
Из скромного австрийского кипферля получился модный французский круассан, который в начале своей истории был блюдом, доступным только для богатых. В XIX веке ингредиенты для выпечки были слишком дорогими, и позволить себе роскошный завтрак с хрустящим круассаном могли только аристократы.
Добравшись до среднего класса в XX веке, круассаны быстро обрели популярность и стали традиционным блюдо для всех, и не только французов. Дальше выпечка распространилась по миру, и теперь завтракать круассаном может каждый.
Культурный микс
Вот так, благодаря австрийским пекарям появились каноничные французские круассаны, ставшие частью культуры страны. А мы с вами, завтракая этой выпечкой, теперь будем думать не только о французской утонченности, но и об австрийской смелости.
А что ближе вам – Guten appetit или Bon appétit?