Альфред Кубин - австрийский художник и писатель, родившийся в 1877 году.
Кубин был одним из учредителей «Нового мюнхенского художественного объединения», рисовал иллюстрации к книгам, среди которых были произведения Достоевского и По. Большинство работ – словно болезненные сюрреалистичные сны, современники называли автора «ясновидец упадка». Работы Кубина и правда пронизаны предчувствием зловещей беды, иррациональным страхом и тревогой.
Но сегодня я хочу рассказать вам не о картинах мастера, а о его романе «Другая сторона» – слишком противоречивом и местами действительно жутком. Октябрь – лучшее время для этой странной истории.
Завязка интригует с первых страниц: к главному герою приходит незнакомец с посланием от друга детства, почти забытого, но всё ещё дорогого сердцу. Друг, со слов гонца, стал правителем собственной Страны Грёз, кардинально отличающейся от привычного мира, попасть туда может не каждый желающий, поэтому цель визита – личное приглашение.
Конечно, главный герой не верит, сомневается, насмехается, но у визитера есть несколько карт в рукаве, в том числе и материально приятных, так мы с вами получаем возможность побывать в странной стране, где никогда нет солнца.
В этом месте очень чтят старые вещи, но нет ничего современного, можно легко получать большие деньги ничего не делая, обман считается делом привычным и достойным, ценообразование не поддается логике, но жители имеют всё, что нужно для жизни. Кроме… счастья?
И, конечно же, из этой страны невозможно выбраться.
Идиллистическое настроение быстро проваливается в настоящий кошмар после прибытия в страну загадочного американца.
Интересный факт: сам автор считал иллюстрации главной частью работы, а текст – пояснениями, но при этом произведение получилось достаточно цельным, а картины прекрасно дополняли общее настроение нарастающего безумия.
Контраст между спокойным философским началом и полным ужаса завершением настолько яркий, что тяжело укладывается в голове неподготовленного читателя. Я ждала момента перелома, но не ожидала упасть в вязкий кошмар, здесь автору нужно отдать должное – по части ужасов он дает фору известным мастерам жанра, сюрреалистичные безумные события действительно вызывают кожный мороз.
К этому жизнь меня не готовила, но в октябре порция жути всегда кстати.
Но не делайте поспешных выводов – мы точно не имеем дело с романом ужасов.
Символизм данной фантасмагории отражает сильные душевные переживания автора. Это и аллюзия на гибель старого европейского мира и тревожное предзнаменование конца света, солнце навсегда перестанет светить, а балом начнут править обезумевшие чудовища.
Но очевидные отсылки не помогли мне избавиться от навязчивого образа – этот роман, словно помутнение сознания, проходит все стадии от реализма к безумию, через абсурдизм, мистику, экзистенциальный кошмар, галлюцинации к полному забвению и мраку.
Но вскоре то, что казалось медленным помутнением рассудка, кажется кошмарным сном, сном больного, охваченного лихорадкой.
Как писал сам Кубин:
иногда мне кажется, что душевная боль действительно необходима для того, чтобы эти самые глубоко укоренившиеся во мне чувства превратились в образ.
Сон и тревога — вот из чего состоит моя жизнь
Вот чем на самом деле является «Другая сторона» – тревожным сном на грани психоделического припадка.
Обману, если скажу, что роман мне понравился, местами сюрреализм слишком проседает в фантастику, словно теряя символическую основу, а фантастику я не люблю.
Но в любом случае, опыт интересный, необычный и уж точно запоминающийся.
Пользуясь случаем, вспомним других австрийских авторов, которых обязательно стоит читать:
Не забывайте о моей прекрасной группе ВКонтакте
А если у вас есть желание, силы и возможность поддержать мою работу, донатить можно в Сбер: 5484300010558219
Обнимаю и ухожу искать новые интересности 🩶