Найти тему
Искусство воспитания

Что такое воспитание с точки зрения великих педагогов и психофизиологии

Оглавление

Размышления о том, что такое воспитание, волнуют людей не одно поколение. Об этом пишут психологи, писатели, ученые, педагоги.

И все они сходятся в одном.

В чем именно — поговорили на эфире семейного клуба “Воспитание искусством” с педагогом Яной Воробьевой.

Некоторыми выдержками поделимся и с вами.

Мысли великих

Еще в XVI веке Д.И. Фонвизин в своем произведении “Недоросль” проводил красной нитью мысль о том, что ребенок вырастет ровно таким, каким мы в него вложимся. “Что посеешь — то и пожнешь

В XIX веке К.Д. Ушинский писал, что если в человеке нет того, чему он хочет научить ребенка, то такое учение не имеет смысла. Просто потому, что сам человек не имеет понятия о предмете воспитания. Писатель очень большую роль отдавал личности родителя.

Занятие в младшей группе
Занятие в младшей группе

Л.Н. Толстой проникся идеей о том, чтобы детям нужно показывать всю правду жизни, со всеми нюансами, плюсами и минусами. Это необходимо, чтобы у ребенка не создавалось впечатления двойной картинки: созданная для него и какая-то взрослая жизнь.

А чтобы не пришлось обманывать и показывать действительно положительные стороны — нужно самому родителю совершенствоваться и проживать жизнь в лучшей версии себя.

Л.С. Выготский говорил, что взрослые должны сначала сами научиться владеть собственным поведением, а потом только учить детей.

А.С. Макаренко посвящает нас в интересную мысль о том, что мы воспитываем детей даже тогда, когда нас нет рядом. Но это возможно в случае, если вы — значимый взрослый для своего ребенка.

Обсуждение новой темы
Обсуждение новой темы
Получается, что главная мысль ученых следующая: сначала мы воспитываем себя, а потом уже своих детей. Меняемся мы — меняются и дети.

Как устроен мозг

Но даже в процессе воспитания себя, а уж тем более ребенка, интересно узнать некоторые факты о том, как мозг принимает решения.

1. Отдает предпочтение привычному. Поскольку этот путь он уже знает и так спокойнее. А мозг всегда ищет путь более комфортный и приятный.

Именно поэтому так трудно даются детям (да и взрослым) какие-то нововведения, особенно связанные с большими переменами.

Музыкальная интерпретация
Музыкальная интерпретация

2. Мозг делает свой выбор гораздо раньше, чем мы думаем, что решили.

Иногда даже можно поймать себя на мысли, что подсознательно выбранное решение было уже с вами до того, как вы его озвучили, например.

И это нормально.

3. Мозг — хороший интерпретатор. Он воспроизводит те программы, которые вы сами же и закладываете.

Поэтому в процессе освоения нового ребенком ему можно немного помочь:

  • повторяем одно и то же правило (действие, которое нужно запомнить или сделать) по-разному, чтобы мозгу не надоедало
  • чем больше мы используем ассоциаций в объяснении, тем лучше
  • подкрепляем действия эмоциями, ведь ребенку они важнее и более показательны.

Важно до 3-х лет

Воспитание и развитие происходит постоянно, но азы закладываются в самом раннем возрасте.

Душевная встреча в младшей группе с родителями
Душевная встреча в младшей группе с родителями

Поэтому так важно с детства создавать правильные условия для развития и формирования характера, стержня ребенка:

1) зрительное восприятие, ведь дети любят картинки, красивый визуал, яркую интерпретацию новой деятельности. Так запоминается и усваивается лучше.

2) подвижная игровая деятельность — основа развития малыша, ведь игра — это его основной инструмент для познания.

Именно поэтому педагоги методики “Воспитание искусством” выбирают игровую линию в обучении и развитии детей. Через сказки, игры, тренинги, театральные сценки они доходят до самых глубин детской сущности. Они раскрывают каждого ребенка и находят к нему подход.

Игровая составляющая
Игровая составляющая

3) наполнение пространства звуками, образами. Важно расширить контекст для ребенка, показать полный спектр ощущений, как он может воспринимать реальность.

Чем больше контекста — тем он лучше будет ориентироваться по жизни, у него не будет “тунельного” зрения.

Именно так и поступают педагоги школы “Воспитание искусством”. Они подключают музыку, театр, искусство на занятиях.

Расширение кругозора с раннего детства — залог более безболезненного восприятия всей новой информации.

-7

Например: представьте, что вам нужно разобраться в новой теме. Сначала страшно, много информации, ничего не понятно. Но чем больше вы погружаетесь в эту тему, тем картина становится более ясной, складывается все по полочкам.

Так и с ребенком: чем богаче его изначальные ресурсы, чем больше он воспринимает, проживает, знает — тем легче адаптироваться к новому.

Это лишь малая часть интересного о воспитании и развитии ребенка, что мы освятили из пройденного эфира.

Посмотреть полную версию вы можете в семейном клубе “Воспитание искусством”.

Там мы еще рассказали о том, что и как воспитывать в ребенке через себя (взрослого). А также поделились интересными заметками о силе искусства в воспитании детей.

Вступить в клуб можно по ссылке.

Будем вам рады!

Вам могут быть интересны и другие наши статьи: