Армянский монастырь и церковь святого Николая (покровитель паломников и мореплавателей) в Яффо (Тель-Авив) - одна из достопримечательностей Старого города и не только для местных евреев и армян, но и тех, кто интересуется историей и Наполеоном, в частности.
Монастырь расположен на набережной Яффо, в Старом квартале.
Армяне живут в Израиле с древних времён (с 4 века). Большая часть проживает в Армянском квартале Иерусалима. Небольшие общины существуют в Тель-Авиве (Яффо), в Хайфе, в Вифлееме, в Рамле, в Назарете, в Петах-Тикве. Всего на 2023 год численность армян в Израиле и Палестине составляла 10 000 человек.
Интересно, что в Петах-Тикве собрались выходцы-армяне из бывшего СССР, большую часть которых не приняли в армянскую официальную общину. Подозреваю, что это те армяне, которые после развала СССР, по специальной программе, не помню кем организованной, которая в народе называлась Русская Алия (основная масса уезжающих была русскоязычная), объявили себя евреями (нужно было предоставить документ, подтверждающий их национальную принадлежность), приняли новую религию, начали изучать иврит (были открыты специальные курсы) и репатриировались в Израиль. Фактически они отказывались от армянской национальности, которую имели в СССР, и предоставив из архивов подтверждение своей «настоящей» национальности (как это делалось я не понимаю), выезжали на постоянное проживание в Израиль.
Это была самая массовая репатриация евреев в Израиль из СССР и стран СНГ. Началась она в 1989 году и закончилась где-то в 2000 году.
В течении 20 лет в Израиль выехало более полтора миллиона человек! Люди моего возраста хорошо помнят эти дни. Потом, оказалось, что почти 40% процентов уехавших были не евреями.
Я их пытаюсь понять. Люди при Горбачёве и после развала СССР получили свободу, но потеряли работу и стабильность. Муж моей соседки был ведущим инженером на заводе, хорошо зарабатывал, а тут потерял работу и не мог прокормить семью. Перспектив никаких. Вот и нашли выход.
Я сама ходила с соседкой на одно из собраний этой организации (в центре Еревана), где «бывшим армянам» объясняли условия выезда из страны. Армяне отказывались от своей национальности, доказывали (бумаги из архива), что они евреи и уезжали. Думаю, что это и есть причина того, что в армянскую диаспору Израиля их не принимают, хотя у многих из них смешанные семьи. У моей соседки муж был армянином, соответственно по нашим законам дети тоже считались армянами. Но поскольку по еврейским законам, дети могут наследовать национальность матери, то и дети моих соседей получили новую национальность и новую религию.
Однако, я отвлеклась. Итак, армянский монастырь в Яффо! Ещё с древних времён в Яффо приезжали армяне-паломники, останавливались в монастыре, чтобы набраться сил и продолжить свой путь к христианским святым местам. Монастырь был пристанищем не только для паломников, но и для мореплавателей, которые здесь могли подкрепиться и отдохнуть перед очередным путешествием.
В 17 веке по указанию армянского патриарха Иерусалима к постоялому двору-монастырю достроили шесть дополнительных пристроек для увеличившего числа местной диаспоры и паломников. Монастырь сталь больше и мог приютить многочисленных армян со всего мира.
В 1799 году Яффо был захвачен Наполеоном Бонапартом. Французы устроили в городе кровавую резню турецких солдат и местных жителей. Ужасные санитарные условия города привели к вспышке эпидемии бубонной чумы. Больных французских солдат разместили именно в этом монастыре.
Наполеон находился в это время в Египте (египетская военная кампания) и на обратной дороге в Сирию, он решил заехать в монастырь, чтобы проведать и подбодрить своих солдат, умирающих от страшной болезни. Его предупредили об опасности заразиться, но он пренебрёг предупреждением и посетил своих солдат. Согласно очевидцам, он даже прикоснулся к бубонам солдат.
Есть свидетельство о том, что позже Наполеон приказал отравить умирающих солдат, чтобы освободить их от мучений. По другой версии он приказал это сделать, чтобы освободиться от лишней обузы во время похода на север, в Сирию.
Картина французского художника Жана-Антуана Гро «Наполеон посещает солдат, больных чумой в Яффо», которую заказал сам Наполеон, увековечила это событие. Если будете в Лувре, отыщите её. Она висит в одной из многочисленных залов музея.
На табличке у входа в монастырь на четырех языках (армянский, иврит, арабский, английский) написано об этом событии наполеоновских времён.
Сегодня армянская община в Яффо небольшая, но сплоченная. Она перенесла много невзгод и потрясений. Особенно после Шестидневной войны 1967 года, когда сотни семей были вынуждены эмигрировать из Израиля.
Позже армяне стали возвращаться и восстанавливать свои дома и церкви. Был реставрирован и монастырь святого Николая.
Постепенно монастырь святого Николая стал прибежищем и центром армян в Тель-Авиве. Каждую субботу армяне диаспоры собираются здесь, чтобы помолиться, обсудить новости, решить насущные проблемы диаспоры. Говорить стараются на армянском, дети владеют армянским, готовят в основном армянскую еду, семью тоже стараются создавать со своими. Но есть и смешанные семьи - армяно-еврейские.
В монастыре есть действующая церковь, которую можно увидеть, войдя во внутренний дворик монастыря. Поэтому сейчас часто монастырь называют просто церковь святого Николая.
В церкви каждое воскресенье проходят богослужения, литургии, свадьбы, крестины. При монастыре имеется воскресная армянская школа, где детей учат читать и писать по-армянски.
Внутри церкви имеется небольшой алтарь святого Николая. На стене рядом висит его изображение. В большом зале - главный алтарь, где проходит служба. На стенах красивые картины на библейские темы.
А вот фресок на стенах вы не увидите. Поскольку климат в Яффо влажный и сырой, то приходится постоянно бороться с плесенью. В церкви постоянно проводят ремонт и реставрационные работы. В таких условиях разрисовывать стены нет смысла. Так что внутри церкви просто, но чисто, уютно и прохладно в любую погоду.
На стене во дворике монастыря я заметила карту «Геноцид армян (1915-1923)». На карте отмечены города и местности в Турции, где были совершены массовые убийства армян. В нижней части карты на английском языке объясняется, что такое геноцид и дана краткая история, произошедших событий в Турции.
В монастыре Святого Николая нашу группу приняли как дорогих гостей. Показали нам все помещения, рассказали историю становления армянской диаспоры и монастыря. Приглашали снова посетить, если окажемся в этих краях. Я бы очень хотела, но….
Это было в 2019 году. А сегодня ноябрь 2024 года. Военные действия, обстрелы, опасность, нестабильность… будем ждать, когда этот кошмар закончится и тогда обязательно снова поедем в древний и красивый город Яффо.