Аня и Николай поженились по любви и планировали жить долго и счастливо. Для этого у них, казалось, было все: хорошее образование, работа, квартира, а через год родилась дочь – Яночка.
Но судьба распорядилась по-другому: когда Яне исполнилось три года, она осталась без матери. Есть такие болезни, с которыми одни мучаются не один год, лечатся, кое-кто даже почти выздоравливает, а другим не везет, и они сгорают за год, словно свечи, полыхнувшие пару раз под порывом ветра и потухшие.
Аня болела полтора года. Понимая, что скоро все закончится, она попросила свою мать – Марию Львовну – оформить опеку над внучкой.
Ее беспокойство было вовсе не напрасным – и Аня, и Мария Львовна знали, что Николай, хоть и не ушел из дома, но почти год назад завел новую семью, и Наталья – его женщина – беременна.
Мария Львовна была вдовой, но вполне могла претендовать на то, чтобы стать опекуном Яны: женщине было всего пятьдесят три года, она работала, получала неплохую зарплату и жила в собственной двухкомнатной квартире.
Однако Николай, к удивлению бывшей тещи, заявил, что он сам будет воспитывать дочь.
После того, как Анны не стало, приехала мать Николая – она водила внучку в садик, занималась с ней, пока отец был на работе. Так прошло полгода, а потом бабушка уехала, а в квартире поселилась Наталья с маленькой Светочкой. Вскоре Николай и Наталья оформили свои отношения официально, и Мария Львовна полностью потеряла надежду получить опеку над внучкой.
Она и по-хорошему с бывшим зятем разговаривала, и грозилась обратиться в суд, но юристы ей объяснили, что это дело никаких перспектив не имеет. Девочка воспитывается в полной семье с родным отцом, воспитатели детского сада положительно характеризуют и ребенка, и отца: Яну приводят в сад в аккуратной одежде по сезону, семья следит за здоровьем девочки, развитие Яны соответствует возрасту, ей привиты необходимые навыки самообслуживания, ребенок спокойный.
Бабушке пришлось смириться. Единственное, по поводу чего они договорились, это то, что пенсия Яны по потере кормильца будет поступать на специальный счет и копиться на образование девочки.
Конечно, Наталья была против этого, но Мария Львовна сказала:
– Хотите уравнять, тогда откройте для Светланы такой же счет и каждый месяц кладите туда такую же сумму.
Выходные, праздники, а потом и каникулы Яна чаще всего проводила у бабушки – никто против этого не возражал. Наталья, правда, однажды высказалась:
– Бабка могла бы на дачу и Свету взять. А то Янка все лето на свежем воздухе, а Светланка в городской пыли.
Но это было не совсем так: лето Света частенько проводила в деревне у матери Николая. А вот Яну ее вторая родная бабушка никогда к себе не брала.
Так и жили. Наталья, понятно, к девочкам относилась по-разному, но заметить это мог бы только тот, кто постоянно наблюдал за жизнью семьи. А таких людей не было.
Яна от Натальи большой любви не ждала, поэтому разочарований и обиды не испытывала. Ее любила бабушка. Отец дочерей не разделял, относился одинаково – не слишком внимательно. Учатся хорошо? Учителя на них не жалуются? Дома матери помогают? Значит, все нормально.
Если кто посторонний интересовался, у Натальи всегда был готов ответ:
– Вон Янке новую куртку купили, а Светланка ее прошлогоднюю донашивает.
Так что привычного рассказа о злобной мачехе и бедной падчерице не получится. А то, что Яне приходилось выполнять гораздо больше домашней работы, чем Свете, так это нормально – Яна ведь старше. Правда, она была старше и в тринадцать лет, и в шестнадцать, а Света всегда была маленькой.
Окончив школу, Яна поступила в университет, а когда ей исполнилось восемнадцать, сообщила отцу, что переезжает жить к бабушке.
Марии Львовне уже было шестьдесят восемь лет, и ей нужна была помощь.
Николай не возражал, Наталья только обрадовалась, а Светлана вообще была счастлива – у нее теперь будет отдельная комната.
Однако через полгода Наталья решила потребовать от Яны, чтобы она выписалась из квартиры. Женщина рассчитывала, что Мария Львовна завещает девушке свою квартиру, а на эту, трехкомнатную, Яна претендовать не должна.
Но тут женщину ждало разочарование: оказалось, что трехкомнатная квартира, в которой они живут, принадлежит в равных долях Марии Львовне и Яне. А Николай здесь только зарегистрирован.
Сама Наталья и Света были зарегистрированы в старом доме у матери Натальи – они уже больше десяти лет ждали сноса дома и рассчитывали получить новые квартиры.
– Получается, что Янка может в любой момент нас отсюда выгнать? – спросила Наталья.
– Может, но не выгоняет, – ответил Николай. – И, насколько я знаю, не собирается.
– Но ведь ты должен был после Аньки унаследовать половину или треть? – не могла успокоиться Наталья.
– Не должен. Квартира была подарена ей родителями до того, как мы поженились. А потом она написала завещание на дочь и на мать. Если бы теща добилась опеки над Яной, мы бы еще пятнадцать лет назад отсюда вылетели, – ответил Николай.
– Получается, что Янка – наша благодетельница, – возмутилась Наталья. – Теперь ей и слова поперек не скажи.
– Достаточно простой вежливости, – ответил ей муж.
Яна училась в университете, а Света решила, что ей высшее образование ни к чему, и после девятого класса поступила в колледж. Она выбрала специальность – «Гостиничное дело и туризм».
– Не хочу еще два года париться в школе, потом лет пять в университете для того, чтобы сидеть в какой-нибудь конторе и цифирки складывать, – объясняла она родителям. – Буду работать в туристическом агентстве или администратором в гостинице, а еще лучше в каком-нибудь салоне красоты. Всегда красивая и всегда на виду! Главное – удачно выйти замуж за состоятельного мужчину, а дебет с кредитом пусть Янка сводит.
Но первой собралась замуж Яна. Она в этом году должна была окончить университет и уже нашла себе место работы: ее обещали взять в фирму, где она подрабатывала в свободное от учебы время.
Ее молодой человек – Вадим – учился с ней в одной группе. Высокий, симпатичный брюнет, чем-то напоминающий героя популярного сериала. Его слегка портили тонкие, немного капризные губы. Но на курсе Вадим был одним из самых популярных парней. Три с половиной года он занимался чем угодно, только не учебой, чуть ли не каждый месяц появляясь в клубе и на дискотеках с новой девушкой.
И вдруг в середине четвертого курса его словно подменили: он стал ухаживать за Яной и засел за учебники. С тех пор они почти не расставались: вместе готовились к экзаменам, Яна помогала Вадиму – ему приходилось многое наверстывать. Каждую главу его диплома сначала вычитывала Яна, а уже потом научный руководитель Вадима.
В этот день девушка хотела познакомить Вадима с отцом, но Наталья и Света, конечно, не могли пропустить это мероприятие, поэтому, когда молодые люди пришли, их встретила семья в полном составе. Наталья ради такого случая даже накрыла стол.
Разговор шел на общие темы, но, конечно, вопросов о работе и жилье для молодоженов тоже не обошли.
– У меня пока нет своей квартиры, у моих родителей трехкомнатная. А я снимаю. Но рассчитываю решить квартирный вопрос за пару лет, – сообщил Вадим.
Светлана, удовлетворив свое любопытство, стала собираться в клуб. Пригласила и сестру с женихом.
Но Яна отказалась:
– Я обещала сегодня бабушке помочь.
Вадим с ней не пошел, молодой человек чувствовал себя неуютно под внимательным взглядом Марии Львовны. Он даже как-то сказал Яне, что ее бабушка смотрит на него так, будто пытается прочесть все его мысли:
– Я ей не нравлюсь, – сделал вывод Вадим.
Он был близок к истине: Мария Львовна действительно не одобряла выбор внучки:
– Яночка, ты бы не спешила, Вадим не производит впечатления надежного человека. Да и молоды вы еще оба. Ты хоть работаешь, а он? С родителями жить не хочет, снимает квартиру. Но оплачивают ее тоже родители. Он за себя еще не готов отвечать, рано ему жениться. Несерьезный он.
– Бабуля, мы ведь любим друг друга, значит, все будет хорошо.
Но за месяц до свадьбы произошло событие, которое показало, что Мария Львовна была права.
Вадим почему-то не пришел на семинар, его телефон не отвечал, и Яна решила зайти к нему на квартиру, узнать, что случилось.
И застала там своего жениха со Светланой.
Увидев их, она не стала устраивать скандал, положила на стол ключи от квартиры и молча вышла.
Номер телефона Вадима Яна сразу отправила в черный список – она не хотела ничего выяснять.
А к Светлане у нее было несколько вопросов, и Яна в воскресенье пришла домой.
Отец встретил ее приветливо – он не был в курсе произошедших событий. Наталья была напряжена, а Света сразу пошла в наступление:
– Да, вот так, сестричка, и у тебя в жизни может случиться облом. Не твой это парень. Он ведь тогда, в первый же день, когда ты к бабке пошла, ко мне в клуб прибежал. И мы отлично провели время. И весь этот месяц, когда он говорил тебе, что у него важные дела, он был со мной. И я рада, что ты, наконец, все узнала.
– А я-то как рада! – сказала Яна. – Одним махом избавилась сразу от двух гнилых людей. Вадима я уже стерла из своей жизни, сейчас осталось избавиться от тебя.
Она повернулась к Наталье:
– Тетя Наташа, я надеюсь, вам хватит трех дней, чтобы собрать вещи и освободить мою квартиру?
Та даже не сразу поняла, что сказала Яна.
– Почему мы должны отсюда уходить? Я здесь живу со своим мужем, а он, между прочим, твой отец. Или ты это уже забыла? – возмутилась Наталья.
– А к отцу у меня претензий нет – он может остаться, если захочет, а может пойти с вами. Но вас через три дня здесь быть не должно.
– Яна, подожди, успокойся, – попытался вмешаться в разговор Николай. – Ну, подумаешь, поссорились вы со Светой из-за какого-то парня. Нельзя же выгонять людей из квартиры. Вы же сестры, в конце концов!
– Папа, сестры друг другу подлости не делают. А Света сделала это специально. Я, конечно, благодарна ей за то, что она показала мне, что представляет из себя Вадим. Но видеть ее здесь не хочу. Такую родню опасно рядом держать. Жизнь длинная, и я должна быть уверена, что поблизости от меня нет тех людей, которые в любой момент могут меня предать. И я имею на это право. Это квартира моей матери. Кстати, бабушка меня поддерживает. За выходные вы должны переехать. Иначе мне придется действовать по закону.
Они съехали, правда, только через месяц – консультировались у юристов, что можно сделать в этой ситуации, но поняли, что закон на стороне Яны и Марии Львовны.
Отец уехал с Натальей и Светой и даже снялся с регистрации. Он обиделся на Яну и заявил, что больше не считает ее своей дочерью.
Яна сменила замки и закрыла квартиру. Но ненадолго. Через три года пришли рабочие и начали ремонт. Одну из комнат сделали детской, потому что Яна к этому времени вышла замуж и готовится стать мамой. Кроме того, они с мужем уговаривают Марию Львовну переехать к ним. Но бабушка еще думает.
Автор – Татьяна В.