Общеизвестно, что абсолютная монархия является наивысшей точкой развития средневекового государства и права. Одновременно на этом же этапе формируются предпосылки буржуазных революций. Однако каждая политико-правовая система имеет не только общие закономерности, но и свои определенные особенности перехода от абсолютной монархии к буржуазной революции. Предметом нашего исследования является рассмотрение различных специфических черт развития абсолютной монархии во Франции с периода конца XVII – XVIII века. В данном случае мы будем рассматривать и концентрировать наше внимание на возникновение и развитие абсолютизма во Франции с одной стороны, и анализ реформ направленных на усиление социально-экономической и политической силы абсолютизма с другой стороны.
В XVII веке становление Французского государства было далеко от идеала. Существовал один единый центр, которому в той или иной степени подчинялись провинции и различные исторические области. Понятие государственных границ существовало в незавершённой форме. Для истории Франции характерным является то, что ее сплочение происходило за счет сильной королевской власти, которая с течением времени, начиная от сеньориальной монархии до периода абсолютизма постоянно улучшало свое положение и свой авторитет, но несмотря на это королевскую власть во Франции нельзя назвать самодержавной. Власть короля имела институциональные и правовые ограничения. Франция вплоть до самого крушения феодального строя не знала единого права. Во Франции установился принцип территориального действия права. Сосредоточение в руках сеньора судебной и политической власти постепенно привело к переходу от племенных обычаев к местным кутюмам, которые представляли собой сборник местных обычаев. Источником права, вносившим общие начала и единообразие в систему обычного права является римское право. Римское право сыграло достаточно большую и значимую роль в становлении королевской власти в условиях обособленных сеньорий -
«Король является императором в своем королевстве».
Данные слова подчеркивают, что титул короля Франции является самостоятельным и независимым от императорской власти Священной Римской империи. Соответственно отталкиваясь от того, что на территории Франции существует и успешно действует как Римское право, так и кутюмы, вся территория страны делилась на две части: на территорию писанного права и на территорию обычного права. Поземельные, личные, имущественные отношения на севере Франции регулировались обычным правом, или кутюмами, на юге действовало римское право. Отменять кутюмы и придавать им значительные изменения король не мог.
Говоря про Францию мы так же должны упомянуть тот факт, что большинство чиновников центрального аппарата относились к числу благородных, люди низшего сословия (третьего класса) находились на низших должностях государственного управления. Вся полнота государственной власти во Франции принадлежала королю. Все государственные институты власти действовали от лица короля, по своему их можно назвать исполнителями воли монарха действующими от его имени. Государственный аппарат образца XVII века являлся достаточно разнородным. Начиная с 1604 года каждый мог купить себе государственную должность, которая могла передаваться по наследству за ежегодный взнос. Важно так же упомянуть, что король обладал правом выкупа любой нужной ему должности. Несмотря на то, что у короля присутствовало право выкупа из-за хронической нехватки денег, когда расходы практически перекрывают по своим размерам доходы, а так же если учитывать, что большинство доходов поступали из налогов, которые собираются с 3го сословия, то можно прийти к выводу, что данным правом выкупа король пользовался крайне редко. С появлением данного права происходило отчуждение власти в пользу государственного аппарата, который постепенно приобретал все большую независимость. У чиновничества появилась возможность в своих интересах влиять на государственную политику. В данной ситуации большую роль в борьбе с данной проблемой сыграл Верховный совет. Данная проблема появившаяся с возникновением данного права начала проявляться еще при кардинале Ришелье и Людовике XIII. Вторым способом борьбы с хроническим недостатком денег является финансирование государства за счет крупных займов у частных финансистов. Данный способ был весьма удобен так-как он позволял заключать крупномасштабные займовые сделки в обход традиционных способов заключения государственных актов. Благодаря займам государство получало двойной выигрыш: в распоряжении государства оказывались крайне необходимые особенно в годы войны крупные суммы денег, а так-же они заключались в крайне сжатые сроки.
Упомянув, хроническую проблему средневековой Франции мы должны уточнить в чем именно она проявляется. Данная проблема начинает проявляться еще в XII – XIII веках. В 1369 году Карл V получил право от генеральных штатов на взимание нескольких налогов: эда (таможенный налог), габель (соляной налог), фуаж (подворный налог, который предназначался всем владельцам домов у которых есть труба). Главным в данной ситуации является то, что король может пользоваться данным правом на сбор постоянных налога «пока того требует военная нужда». Постепенно основным источником поступления средств в казну государства становится налоги таким образом мы можем наблюдать за проблемой, которая связана с тем, что налоги становятся основным источником поступления средств в казну государства, что является достаточно проблематичным так-как основной группой населения, которая выплачивает налоги являются люди из 3го сословия.
Так как мы упомянули некоторые проблемы, которые начали проявляться еще при Людовике XIII мы должны рассказать положительные и отрицательные стороны правления как самого короля так и кардинала Ришелье, который оказал серьезную поддержку в развитии государства. Людовик 13 вступил на престол в девятилетнем возрасте и регентшей при нем была Мария Медичи (1610-1643). К началу правления малолетнего короля казна была разорена. С целью решения данной проблемы были созваны Генеральные штаты, но они не смогли решить данную проблему и были распущены.
Максим Ковалевский в книге «Западно-европейские монархии XVI – XVIII веков» рассматривает данную ситуацию так: «Генеральные штаты окажутся вымершими с 1614 года, парламенты подавленными заявлением юноши-короля: «Государство это-я»».
В скором времени Людовик XIII осознает, что в данный момент он не в состоянии самостоятельно управлять государственными делами и уже в 1624 г. Ришелье был включен в королевский совет и стал первым министром короля. Начало деятельности Ришелье ознаменовало начало укрепления абсолютной монархии.
Арман Жан Дю Плесси в своей книге «Государственные Максимы, или политическое завещание» писал следующее: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства».
Политическая программа, которая была осуществлена при кардинале Ришелье позволила просуществовать монархии еще следующие 150 лет. Ришелье стремился ограничить власть и права дворян не отменяя сословных и имущественных привилегий. Дворяне ненавидели нового министра и поэтому распространяли различные слухи и интриговали при дворе. По этой же причине по настоянию Ришелье из королевского двора были удалены мать короля, брат короля и принц Герцог Орлеанский Гастон. Так же при Людовике XIII в государстве запрещались дуэли под страхом смертной казни. Многие замки Феодалов, которые не представляли стратегического назначения были уничтожены. Так же одной из самых важных реформ кардинала Ришелье является расширение компетенции назначаемых чиновников из центра, стоявших во главе провинций. «Интенданты полиции» исполняли как административные так и фискальные функции, также в их руки было отдано руководство местными вооруженными силами и полицией. Продолжая наш разговор о реформах Ришелье мы должны сказать о его борьбе против гугенотов. Целью первого министра было ограничение политической независимости гугенотов и уже в 1629 году после недавнего захвата порта Ла-Рошель, последние очаги сопротивления гугенотов были подавлены. Большая часть крепостей, которые принадлежали гугенотам были уничтожены, а войска были расформированы. У гугенотов осталась лишь религиозная свобода, которая гарантировалась «эдиктом милости». «Кардинал Ришелье оказался дальновидным политиком и не стал провоцировать новую религиозную войну». Внешняя политика Людовика XIII укрепила дальнейшее развитие Франции, утвердив ее военно-политическую гегемонию. Кардинал Ришелье умер в 1642 году, вскоре умер Людовик XIII в 1643 году.
Продолжая наш разговор о налогах усиление данного конфликта мы можем увидеть в 1643 году после смерти Людовика XIII, когда на престол взошел пятилетний сын Людовик XIV, регентшей которого была Анна Австрийская (его мать). Фактически управление страной на данный период перешло в руки кардинала Мазарини. Франция продолжала свое участие в 30-летней войне, которая требовала значительных денежных средств. Казне хронически не хватало средств так-как военные расходы достигали 41 миллиона ливров в год. В стране не прекращались народные волнения, которые длились со времен кардинала Ришелье. Данный период отличался абсолютно неимоверными налогами которые собирались в крупных размерах. Крестьянство практически полностью обнищало. В связи с данными событиями Мазарини в 1645 году принимает решение о начале мирных переговоров. Мазарини поручил французской делегации выдвинуть лишь самые умеренные требования, но до подписания договора во Франции начались события, которые получили название Фронда. Данная осада продеражалась в течении трёх месяцев после чего Парламент вступил в переговоры с правительством. В 1651 году Людовик XIV достиг совершеннолетия после чего период регентства Анны Австрийской был завершён. Несмотря на то, что период регентства закончился это не ознаменовало собой окончание смуты. Фронда продолжалась до 1653 года.
Годы правления Людовика XIV представляют собой период экономического, политического и культурного подъема. После смерти Мазарини Людовик XIV не назначил ему преемника, объявив о том, что он самостоятельно будет заниматься государственными делами. Людовик XIV объявивший в день смерти Мазарини, что он сам будет своим первым министром, стремился к обеспечению полного контроля над ситуацией в стране тем самым обеспечивая оздоровления, как общества так и всего государства в целом. Период правления Людовика XIV представляет собой период расцвета Французской абсолютной монархии. После смерти Мазарини на должность генерального контролёра финансов в 1665 году был назначен Жан-Батист Кольбер. При Жан-Батисте Финансовое управление нормализовалось. Именно при Кольбере была создана палата правосудия, которая за непродолжительный срок своей деятельности смогла выявить огромное количество незаконно присвоенных государственных средств. Палата правосудия обнаружила десятки миллионов ливров, «потерянных» казной. Была ликвидирована часть рент, выплачиваемых государством, а другая часть была сокращена практически вдвое. С 1630 года государство создало множество бессмысленных государственных должностей, которые требовались для пополнения казны государства. При Кольбере данная проблема была устранена за счет принудительного выкупа этих самых должностей. Выкуп государственных должностей не имеющих какой-то определенной пользы для государства позволил сократить возрастающие расходы, а так-же освободить себя от излишних слуг. Благодаря данной политике в сфере экономики были значительно уменьшены суммы сбора личной тальи и сама система налогообложения стала более справедливой за счет выявления людей, пользовавшихся привилегией освобождения от тех или иных налогов. Так-же именно при Людовике XIV были приняты меры по развитию промышленности и торговли. Французский рынок постепенно начал наполняться собственными товарами, которые имели успех так-как во многом они перестали уступать в качестве и цене заграничным. За 10 лет государственной службы Жан-Батиста Кольбера государство смогло сократить свои ежегодные расходы с 54 до 24 миллионов ливров. Несмотря на все экономические и политические успехи денег все еще не хватало. На содержание роскошного двора, армии и на частные войны уходили огромные суммы денег. Большую половину государственных доходов поглощал королевский двор, празднечества, пенсии дворянам, содержание гвардии.
Для того, чтобы вести дальнейший разговор о политическом и экономическом состоянии страны нам требуется кратко рассмотреть внешнюю политику. Военным министром был маркиз де Лувуа, который провел масштабные преобразования французской армии. Состав армии составлял до пятисот тысяч человек, таким образом Франция стала одной из первых стран в Европе по численности армии. В период правления Людовика можно выделить несколько значительных войн: Деволюционная война против Южных Нидерландов (1667 – 1668 гг.), война против Голландии (1672 – 1679 гг.), война против Аугсбургской лиги (1688 – 1697 гг.), война за Испанское наследство (1701 – 1714 гг.). Из перечисленного перечня воин мы можем увидеть как постепенно политическое положение Франции и её авторитет в глазах других европейских стран растёт, но так-же важно упомянуть то, что на эту ситуацию достаточно сильно повлияла завершившаяся тридцатилетняя война, которая достаточно сильно ударила по экономическому и политическому состоянию многих стран участниц. Из перечисленного перечня войн нас больше всего интересует одна из них и это война за Испанское наследство. Начался XVIII век. Чужой век для Людовика. Данная война является наиболее длительной и тяжелой для Франции в период правления Людовика XIV. Война быстро напомнила о постоянной и хронической проблеме Франции. Происходило быстрое опустошения как самой страны так и казны государства, которая постоянно страдает данной проблемой. Людовик XIV предпринял решение о предложении противникам мира на выгодных для них условиях. Людовик XIV был вынужден принять подобные меры для того, чтобы избежать повторения и нарастания конфликтов внутри страны. По договорам в Утрехте и в Раштатте Франция и Испания отказывались от объединения под властью одного монарха, а так же по условиям договоров Франция теряла часть территорий в Северной Америке, которые отошли к Великобритании. Таким образом мы можем увидеть, что Людовик XIV старался вести оздоровительную политику как самого государства так и успешную внешнюю политику, но она закончилась достаточно проблематично. Подобный финал внешней политики привел к серьёзным проблемам внутри государства. Внешняя политика Людовика XIV привела к гибели трех миллионов человек (около 20% от населения Франции), а так же к образованию огромного государственного долга. При годовых доходах государства в 117 миллионов франков долг привышал сумму в 2,6 миллиарда франков).
XVIII век является переломным моментом в жизни Франции. Уже в начале XVIII века многие умы художников, литераторов и философов были восхищены недавним Английским опытом, который оказал сильное влияние на умы людей, но в тот момент времени многие небыли способны понять как именно можно было пойти против государства и в том числе против монархии, таким образом стараясь обходить стороной обсуждение казни Карла I. При Людовике XIV уже можно заметить развитие определенной оппозиции, но король смог ее ограничить до момента своей смерти. Все что было связано с упоминанием о «славной революции» подвергалось всеобщему обсуждению. Герцог Орлеанский был человеком весьма легкомысленным и доверять ему престол было весьма опасной идеей, но противостоять ей не мог даже Людовик XIV вопреки чьей воли он все-равно стал регентом. Центром политической и светской жизни стал дворец Пале-Рояль, который перешел в собственной герцогов Орлеанских тем самым ознаменовав начало эпохи баллов и маскарадов. Положение Франции к началу регентства герцога Орлеанского было крайне удручающим.
В январе 1720 года Джон Лоу стал генеральным контролером финансов. Проект Джона заключался в том, чтобы пополнить казну засчет выпуска бумажных денег под обеспечение золота. Так же под управление Джона попали многочисленные торговые и промышленные предприятия и под их обеспечение генеральный контролер финансов выпустил акции, но в скором времени у банка не осталось денег на их покупку из-за чего многие семьи были разорены. На какое то время казна обеспечила себя минимальными финансами. В1723 году Людовик XV достиг возраста королевской зрелости (13 лет).
Первые годы самостоятельного правления Людовика XV были достаточно стабильными из-за отсутствия военных конфликтов, а так-же развития торговли, которая способствовала уменьшению налогового бремени. Промышленное и сельскохозяйственные производства так-же получили свое развитие. Так-же важно упомянуть одного из самых известных государственных деятелей времен правления Людовика XV, маркиза Д’Аржансона. Маркиз Д’Аржансон в конце XVII начале XVIII века смог рассмотреть эволюцию Французского государства, тем самым выявив характерную черту. С течением истории Франции и возникновением ведомства финансов его положение постоянно улучшалось. В совокупности оно занималось: вопросами общего управления, торговли, денежного обращения. Маркиз Д’Аржансон смог показать что развитие монархии в Франции напрямую связано с развитием ведомства финансов. Несмотря на успешную внутреннюю политику, внешняя политика была крайне неудачной для Людовика XV. В период правления Людовика XV мы можем выделить несколько важных войн: война за Австрийское наследство (1741-1748 гг.), Семилетняя война (1756-1763 гг.). Обе войны принесли ужасающие убытки. Несмотря на важность этих войн для дальнейшей судьбы Франции мы рассмотрим одну из них, которая является наиболее важной для нас – Семилетняя война. Война началась с 1756 года, когда произошел конфликт между Пруссией и Саксонией. По Парижскому мирному договору было потеряно большинство владений Франции в Индии, в Северной Америке, а так-же территории Канады перешли во владения Великобритании. Внешнеполитические неудачи Людовика XV привели к возникновению оппозиции против короля, которая крайне отрицательно относилась к его решениям. Сама страна была доведена практически до полного разорения. Правления Людовика XV закончилось в 1774 году, а его смерть народ воспринял с облегчением.
Наследником престола после Людовика XV стал двадцатилетний Людовик XVI (1774 – 1792 гг). Финансовый кризис нарастал, а последние военные поражения привели к потере важных колониальных территорий, что в дальнейшем позволило развиваться королевской оппозиции. Ни психологически, ни интеллектуально новый король не был способен справится с поставленными перед ним проблемами, но и бездействовать он не мог. Перед новым королем так-же стояла одна из самых важных задач – вернуть доверие, любовь и уважение к власти.
Началось все с изменений в министерстве, которое было принято сменить. Перемены в королевском совете Людовик XVI начал осуществлять с помощью Морепа.
«Остроумие и хитрость – вот и все его достоинства, если можно это назвать достоинствами государственного деятелся».
Главной целью 74-летнего Морепа было получение власти и занятия высокой должности, а реформирование государства на его благо стояло на втором месте. Получив пост государственного министра, он начал подбирать новых кандидатов министерства. Свой выбор Мореп чаще всего останавливал на незначительных людях. Так-же одним из таких людей был Тюрго. Он был человеком умным и компетентным, знающим и понимающим как именно возможно вывести страну из ситуации в которой король не был способен самостоятельно принять правильных решений, но значительными политическими связями не обладал. 24 августа 1774 года канцлер Мопу и аббат Тэрре (министр финансов) были отправлены в отставку. Тюрго стал генеральным министром финансов. Революцию от начала правления Людовика XVI отделяют пятнадцать лет в течении, которых предпринимались разные попытки реформирования государства. В подобных кризисных ситуациях всегда требовался сильный государственный ум, которым новый король не обладал. Во Франции бывали случаи, когда подобные проблемы решались сильными министрами, которые фактически управляли страной вместо слабых королей. Например такие ситуации происходили при Людовике XIII и кардинале Ришелье. В данном случае таким человеком должен был стать Тюрго. Новый министр финансов составил крупный план реформ, которые должны были упразднить цеховой строй и уменьшить расходы королевского двора. В первые месяцы своего пребывания на должности генерального министра финансов, он ограничил произвол «королевских селитроваров», отменил круговую поруку, а так-же принял один из самых важны эдиктов об отмене рыночных ограничений на торговлю зерном на всей территории страны за исключением Парижа, но он был воспринят отрицательно. В 1771 году на юго-западе Франции были вспышки эпизотопии, которые уже в 1775 году будут серьезно усугублены еще более серьезной проблемой. На рынке в Мо произошли столкновения покупателей и торговцев, которые были вызваны тем, что только что купленный хлеб по более низкой цене теперь продавался по более высокой. Вскоре данное столкновение переросло в настоящий мятеж.
Генерал-лейтенант провинции Латур дю Пен был уверен в том, что для него не составит труда подавить взбунтовавшееся «быдло». «Друзья мои, уже показалась травка, ступайте-ка щипать ее».
Через непродолжительное время после произнесения данной речи дю Пен забарикодировался в собственном доме. Это событие показало неспособность провинциальных властей подавить беспорядки. Недавний бунт, продолжавшаяся эпизотопия и неурожай привели к росту цен на хлеб, что привело к массовым возмущениям. 3 мая 1775 г. в Париже начался базарный день, который закончился грабежом и разбоем. Лишь во второй половине дня Тюрго удалось активизировать действия армии и полиции, которые смогли разогнать толпу. Атмосфера в городе оставалась напряженной, со стен приходилось отскабливать афиши с угрозами в адрес Людовика XVI. «Людовик XVI будет помазан на царство 11 июня и казнен 12». Все критические проблемы, а также интриги, которые стали окружать Тюрго привели к тому, что постепенно Людовик XVI стал отдалятся от министра. Различные донесения против Тюрго оказывали значительное влияние на слабовольного монарха. Король стал избегать встреч с министром и тогда тот написал ему четыре письма из которых сохранилось только два. Оба этих письма являются достаточно важными для истории, но мы рассмотрим лишь одно из них.
«Никогда не забывайте, государь, что слабость привела Карла I английского на эшафот, что она же была причиной всех бедствий предыдущего царствования. Вас считают слабым, государь, и бывают случаи, когда я боюсь, нет ли на самом деле в вашем характере этого недостатка, хотя я и видел истинное мужество с вашей стороны при других и более щекотливых обстоятельствах…Правду говоря, я вас, государь, не понимаю. Пусть вам наговорили, что у меня горячая и химерическая голова, но мне кажется, что все мною вам сообщаемое не похоже на предложения сумасшедшего». После подобных обращений к монарху отставка не замедлила прийти.
После кратковременного периода попыток реформировать государство начался период реакции. Позднее правительство совершало еще несколько попыток реформирования, но королевский двор, а так-же большая часть привилегированного общества считали, что существующую систему отношений никаким образом менять не требуется.
После Тюрго управлять финансами стал Жак Неккер. Несмотря на то, что на войну с Англией тратились огромные суммы денег, Неккер за 5 лет своей деятельности смог уравнять расход с приходом не повышая налогов. Сравнивая Неккера с прошлым министром финансов (Тюрго) мы сразу можем понять, что это человек более приземленных взглядов. У Неккера не было ни определенности в своей деятельности, ни последовательности, ни большого административного опыта. Выбор его в министры заключался лишь в том, что он был известен, как искусный финансист, а так-же был противником взглядов Тюрго. Экономия расходов была критически воспринята королевским двором, но последней ошибкой стал обнародованный финансовый отчет. Желая показать результаты своей деятельности с наилучшей стороны он показал ужасающие расходы королевского двора. В итоге человек, который стал новым министром финансов в качестве реакции на деятельность Тюрго, за свой дерзкий поступок получил отставку в 1781 году.. Не прекращавшаяся война с Англией, которая была спровоцирована лишь с целью собственной выгоды, обернулась катастрофическими последствиями для Франции. На войну было потрачено 2 миллиарда ливров, а пример североамериканцев завоевавших независимость и установивших республику, воодушевил многих борцов за свободу в самой Франции.
Монарх и его монархия постепенно становились все менее абсолютными. Абсолютизм в своей основе предполагает единомыслие народа чего во Франции конца старого порядка не было. Абсолютизм превратился в нечто, чем король и все привилегированное общество в целом оправдывали сохранение старого порядка, и самое главное, что это было возможно лишь благодаря сильному бюрократическому аппарату, который является небезграничным по своим возможностям. Людовик XVI жаждал укрепления своей власти, но добивался он этого лишь уступками и это являлось его важнейшей проблемой. Армия, Полиция, государственный аппарат в целом были готовы подчиниться воли короля, но именно воли у короля не было.
Один из придворных 1787 году писал: «В Версале политические системы и идеи меняются каждый день. Никаких руководящих правил, никаких принципов. Солнце не освещает три дня подряд в Версале одних и тех же мнений. Полная неизвестность вытекающая из слабости и неспособности».
Фактически каждому приходилось выбирать свой дальнейший путь развития (движения Кризис длившейся десятилетиями подходит к своему концу.
После отставки Неккера новым министром финансов стал Калонн. Колонн был крайне расточителен, но при этом нового способа вывести страну из кризиса он не нашел. Людовик XVI сравнивал нового министра с Неккером. Колонн предложил созвать собрание нотаблей. Нотабли – это старинное учреждение, которое создавалась в случаях, когда правительство не желало созывать Генеральные штаты. Само собрание состояло из именитых или почетных людей, которые избирались лично королем из всех трех сословий и в ограниченном количестве. В1787 году в Версале было созвано собрание нотаблей состоящее из 137 человек. Суть данного собрания состояла в том, чтобы решить вопрос финансов, а так же обсудить возможный план реформ. Только часть из предложенных реформ были приняты собранием. В скором времени Колонн покинул пост министра финансов и ему на смену пришел Ломени де Бриенн, который сразу же сделал предложение нотаблям по поводу рассмотрении новых реформ о введении нового поземельного налога, который должен был быть равным для всех, а так же о провинциальных собраниях и о даровании прав гражданского состояния протестантам с некоторыми ограничениями. Нотабли одобрили все меры кроме поземельного налога. Парижский парламент выступил против реформ, заявив о том, что вопросы связанные с введением новых налогов могут решать только Генеральные штаты. Осень 1788 года в Версале снова было созвано собрание нотаблей, в таком же составе. Цель данного собрания заключалась в обсуждении вопроса о созыве Генеральных штатов. Натиск на власть был настолько велик, что у Людовика XVI не оставалось выбора. Созыв Генеральных штатов это вопрос времени.