Terminal Velocity, выпущенный 3D Realms в 1995 году, – это аркадный авиасимулятор, ставший ярким представителем золотой эры шутеров. Игра захватила игроков своей бешеной динамикой, захватывающими воздушными боями и футуристическим сеттингом. Разработанная всего одним человеком, Марком Рэнделом, за семь месяцев, она стала духовным наследником Descent, перенеся действие из подземных лабиринтов в безграничное небо разнообразных планет. Изначально Рэндел планировал создать клон Descent, но в процессе разработки родилась совершенно новая игра с уникальным геймплеем. Примечательно, что Рэндел самостоятельно разделался со всеми аспектами разработки, от дизайна уровней и программирования до графики и звука, использовав собственный движок для отображения огромных открытых пространств.
Terminal Velocity выгодно отличался от современников своей аркадностью и динамикой. Игроки получили полную свободу перемещения по огромным уровням, возможность выполнять акробатические трюки и участвовать в захватывающих воздушных боях. В игре можно было выполнять "бочку", петлю и другие фигуры высшего пилотажа. Игра предлагала 14 уровней на разных планетах, каждая из которых обладала уникальным ландшафтом, архитектурой и атмосферой. Некоторые уровни были вдохновлены реальными местами на Земле. Игрокам противостояли разнообразные вражеские корабли, каждый со своими особенностями.
Terminal Velocity был полон секретов и бонусов. Скрытые проходы, бонусное оружие и дополнительные жизни были разбросаны по уровням, поощряя исследование. В игре был секретный уровень, доступный при выполнении определенных условий. Музыкальное сопровождение, созданное Александром Брэндоном (в будущем создавшим саундтреки к таким играм как Deus ex и Unreal), отлично дополняло динамичный геймплей. Саундтрек даже выпустили отдельным альбомом. Звуковые эффекты также были на высоте, передавая ощущение скорости и накала сражений.
К плюсам игры можно отнести динамичный геймплей, свободу полета, разнообразие уровней и захватывающие воздушные бои, а также отличную музыку и звук. Минусами же считается относительно короткая кампания и простота для опытных игроков.
Несмотря на относительную неизвестность, Terminal Velocity оставил заметный след в истории жанра. Игра доказала, что захватывающий геймплей можно создать и с ограниченными ресурсами. Для многих игроков она стала культовой классикой, а история ее создания – ярким примером того, как один талантливый разработчик может создать незабываемую игру. В 2013 году Terminal Velocity был переиздан в цифровом виде на платформе GOG.com, что позволяет современным игрокам оценить эту классику.